Война — неблагодарное мероприятие, где всегда побеждает тот, кто в ней не участвовал. Нефтяные войны не могут служить исключением из правил. Пока Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и США истощают себя, выбрасывая на рынок дополнительные объемы нефти, Китай, как и подобает победителю, скупает нефть.

Еще в октябре китайская China National Petroleum Corpоration (CNPC) приобрела через дочернее предприятие Chinaoil в Сингапуре 21 млн баррелей нефти из Саудовской Аравии. И это только начало. Крупнейший нефтеперерабатывающий комбинат Поднебесной — Нефтехимическая корпорация Китая (China Petrochemical Corp.) планирует к 2020 г. построить хранилища для 680 млн баррелей нефти, которых должно хватить стране на 100 дней блокады. Для сравнения: стратегические резервы нефти (SPR) США, расположенные в соляных пещерах вдоль побережья Мексиканского залива, составляют 700 млн баррелей нефти; их должно хватить Америке на 90 дней. Напомним, что в конце 2013 г. SPR Пекина равнялись 141 млн баррелей. Планы у китайцев грандиозные: в 2015 г. стратегические резервы пополнятся еще на 169 млн баррелей. С учетом этих обстоятельств, борьба между ОПЕК и Америкой перестает казаться безумием. Им нужен Китай. Это глобальная экономическая война на разорение. Никакой конспирологии. Только торг, в котором погоду определяет покупатель.

По состоянию на 28 ноября стоимость марки WTI опустилась до $66,06 за баррель, а Brent снизилась до $70,02. Теперь Пекин может раскошелиться.

В эти дни о нефти говорят с особым пристрастием. Если бы политика могла перейти в текучую субстанцию, то она обязательно перевоплотилась бы в нефть. Эксперты, подобно придворным астрологам и магам прошлых столетий, гадают относительно будущего мировой экономики и национальных рынков. Это сравнение далеко не случайно, поскольку в нынешней ситуации приходится уповать скорее на интуицию, чем на логику. Политическая материя настолько тонкая, что одними рассуждениями о формировании доходной часть бюджетов с продажи нефти уже не ограничишься. На нефтяном небосклоне горят три яркие звезды — ОПЕК, Россия и Соединенные Штаты. Каждое их свечение обращено в будущее, их привлекает Азия, которая готова примерить на себе роль ключевого потребителя углеводородов. 27 ноября картель запустил маховик тотальной ценовой войны: сохранив суточный уровень добычи в 30 млн баррелей, двенадцать стран-экспортеров нефти наносят ощутимый удар по рентабельности сланцевых месторождений Америки и арктического проекта России.

Несмотря на многочисленные выпады зарубежной прессы в адрес России, глава «Роснефти» И. Сечин спокоен: «Естественно, некоторые предприятия долго не выдержат низкой цены на нефть. Кризис приведет к перераспределению рынка. И из-за нетрадиционной добычи в США мы стоим на пороге большого передела». Сечин предлагает изменить правила игры, сетуя на то, что прежние рыночные структуры далеки от совершенства. «Существующие отраслевые структуры, такие как Международное агентство энергетики и Секретариат энергетической хартии, не выполняют свою функцию. Я имею в виду, что в будущем будут эффективны не картельные организации, а Совет рынка, в котором примут участие производители нефти», — заявил Сечин. По его словам, Совет могут сформировать не только производители, но и потребители нефти, а также регуляторы.

Ситуация близка к критической. Вице-президент «Лукойла» Л. Федун откровенно заявляет, что «цена на уровне $60 за баррель и ниже убийственна для большинства маржинальных проектов». С этим не поспоришь. Речь идет о масштабном вызове не только для отрасли, но и для страны. Однако Россия делает «ход конем», поддержав еще в сентябре планы КНР стать акционером Ванкорского месторождения, расположенного в Туруханском районе Красноярского края. По состоянию на январь 2014 г., извлекаемые запасы месторождения оцениваются в 500 млн тонн нефти и конденсата, а также в 182 млрд кубометров газа. Только за 2013 г. добыча составила 21,4 млн тонн нефти и газового конденсата, 70% из которых экспортируется в Китай.

У Москвы есть аргумент, который может поразить Вашингтон — крупнейшие запасы сланцевой нефти в мире. Это явно портит картину «сланцевой революции» в США. Чего стоит только одна Баженовская свита в Западной Сибири. Потенциал этого месторождения оценивается Минэнерго США в 1,24 трлн баррелей. Китайцам этого точно хватит. До санкций сентября 2014 г., введенных США и ЕС по отношению к российскому энергосектору, «Лукойл» и французская Total имели все шансы на успех в совместном освоении месторождения. Несмотря на то, что процесс временно заморожен, «Газпром» готовится к наступлению. Причины санкций и увеличения нефтедобычи в США проясняются: Америка пытается сохранить «сланцевую корону», которая, по объективным причинам, может перейти в руки России. И гражданская война на Украине здесь вовсе ни при чем — это декорации, которые рушатся под тяжестью собственной несостоятельности.

Что касается ОПЕК, то в организации связывают свое будущее с Пекином. В прогнозе до 2040 г. картель указывает, что 71% мирового спроса на нефть придется на развивающиеся страны Азии во главе с КНР. При этом ОПЕК считает, что экономический рост Поднебесной с 2014 по 2020 г. удержится на уровне 7% в год, а с 2020 по 2040 г. ежегодный рост ВВП составит 5%.

Картель объясняет свою политику возросшей конкуренцией. Министр нефти Кувейта А. аль-Омайр был откровенен с прессой: «Сегодня есть множество конкурентов. ОПЕК добывает 30% от всего мирового производства. Было невозможно принять решение о сокращении производства, так как эту нишу на рынке могли занять другие. Таким образом, мы решили, что цены сами установятся в соответствии со спросом и предложением». Однако в США стараются не подавать вида. Издание Quartz пишет с высокомерием, что «обвал цен на нефть поставил ОПЕК и Россию на колени». Quartz указывает на две причины падения цен: 1. рост добычи сланцевой нефти в США; 2. вялый спрос в Китае. У американцев присутствует ясная мотивация: «Если хочешь по-прежнему соответствовать тому миру, в котором когда-то занимал лидирующие позиции и временами заставлял трепетать, надо менять правила игры». Quartz испытывает «головокружение от успехов», предрекая крах ОПЕК: «Сланцевый бум продлится до 2040 г., к тому времени может произойти значительный технологический прорыв в области применения аккумуляторов, в результате чего электромобили станут более конкурентоспособными, и исчезнет основание для прогнозов будущего роста цен. В таком случае картелю придется постоянно сокращать объемы добычи. Поэтому нельзя заранее сказать, восстановится ли привычная для ОПЕК ситуация».

Противоречия на глобальном рынке углеводородов позволяют Китаю выходить победителем в борьбе грандов — ОПЕК, России и США. И делает он это в лучших традициях стратегемы Сунь Цзы: «Сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь». Забывший эту мудрость не доживет до 2040 г.

Источник: regnum.ru


Читайте также:

Добавить комментарий