Экономист Александр Дудчак в колонке для АиФ.ru в пятилетнюю годовщину Евромайдана сравнивает экономические показатели Украины до смены власти и после.

Поскакали на экономике. Украина до и после Евромайдана

Александр Дудчак. © /

Из личного архива

21 ноября 2013 года, пять лет назад, начался Третий Майдан, последняя «цветная революция» в истории незалежной Украины. Украинская новейшая история получила четкое разделение на эти «до» и «после».

Пять лет — дистанция достаточная для того, чтобы убедиться, что нынешнее состояние Украины — не плохая реализация хороших идей, а результат системной работы, направленной на умышленное уничтожение еще недавно промышленно развитого и вполне европейского государства.
Кино про «Черкассы». Украина придумала себе свой «Варяг»

Страна-старьевщик

О том, что Украину из производителя высокотехнологичной продукции превратили в «супер-аграрную державу», сказано не раз. Да, космос и авиацию практически уничтожили в первые три года после Евромайдана. Конкурентов для европейских и американских производителей устранили, успешно добивают остальные высокотехнологичные отрасли.

Теперь Украину превращают в свалку старого металлического хлама. Вместо недешевой утилизации у себя на родине — в странах Европы, Северной Америки, Японии — на Украину переехали автомобили, немного не дожившие до получения статуса антиквариата. Выпуск своих автотранспортных средств на Украине стабильно снижается: только за 10 месяцев 2018 года — на 12% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

Кроме старых автомобилей Украине достались и бэушные вертолеты для полиции. Хотя заказ на обеспечение винтокрылыми машинами «новой полиции» могли бы получить и свои предприятия. Но «Мотор-Сич» отбивается от обвинений властей в сотрудничестве со «страной-агрессором», а про остальных забыли. И 55 вертолетов за 551 млн евро Украине продаст Airbus. Как минимум 21 из них будет бэушным. Киев назвал это «приближением к стандартам НАТО».

В сентябре Украине в качестве «помощи» (помощь стоила $10млн) передали и плавающий металлолом в виде двух патрульных катеров. Оба катера в этом году отпраздновали 30 лет со дня спуска на воду, после чего были списаны Береговой охраной США. Почему «патриотичным» правительством не были размещены заказы на украинских верфях? Вопрос риторический.

Поскакали на экономике. Украина до и после Евромайдана
Катера для друга Пети. Как Вашингтон продает Украине военный секонд-хенд

Подробнее

Страна-свалка ядерных отходов

Кроме технического старья Украина становится свалкой непереработанных ядерных отходов. Вместо того чтобы получать ядерное топливо из России и возвращать его обратно на переработку, а затем если и хранить у себя, то уже после извлечения из отходов плутония, урана и радиоактивных изотопов, что снижает радиоактивную опасность.

Год назад — в ноябре 2017 года — началось строительство в Чернобыльской зоне отчуждения Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива. В официальной церемонии начала строительства принимала участие и посол США на Украине Мари Йованович. Строительство ведет американская компания, Украина планирует наращивать закупки американского ядерного топлива, США участвуют в кредитовании проекта. И опять-таки США планируют использовать это хранилище для частичного решения и своей проблемы: хранения своих ядерных отходов.

Сам проект можно назвать экспериментальным: ядерные отходы помещаются в контейнеры на поверхности земли. Вопросы экологии для страны с четвертью мировых запасов черноземов в данном проекте очень серьезны, но они не волнуют киевскую администрацию.

Очевидно, те, кто планирует заработать на этом «экспериментальном» хранилище, не видят жизнь своих детей на территории Украины.
Побег «коммунистов». На что идут украинцы, чтобы навсегда покинуть страну

Покорители Европы

Но не все так плохо: не только старье и отходы отгружают Украине. Бывает, что поставляют и новую технику. С американской компанией General Electric в 2018 году был подписан контракт на $1млрд на производство 225 и модернизацию 75 магистральных дизельных локомотивов. Украина производила железнодорожную технику, способна делать это и сейчас. Даже учитывая то, что Луганский тепловозостроительный завод остался на неподконтрольной Киеву территории (кстати, если бы не было Евромайдана, Луганск оставался бы территорией Украины), в распоряжении Киева остался Днепропетровский (теперь Днепровский) завод, Корюковский завод, Харьковский завод им. Малышева, производящий двигатели для локомотивов. Украина не испытывает недостатка в магистральных тепловозах. Их более 600.

Да, большинство из них требуют ремонта, но этот ремонт стоил бы гораздо дешевле покупки техники в США, а за средства, оговоренные в контракте с GE, можно запустить и собственное производство. И сделать это в сроки меньшие, чем указано в контракте.

Но заказ получен производителем в США, а не украинским предприятием. Стоит ли спрашивать: почему? Без заказов предприятия долго не протянут. Продать локомотивы в страну, их производящую, — как продать эскимосам снег — надо суметь.

Не нужна промышленность этой власти. Люди не нужны тем более, им просто негде работать. На украинскую рабсилу в Европе есть спрос. Приемлемая квалификация, высокая работоспособность, готовность интегрироваться в общество на условиях принимающей страны (в отличие от «беженцев» с Ближнего Востока) при сниженных социальных гарантиях — все это делает украинских мигрантов привлекательными для многих стран.

И украинское руководство, похоже, делает все возможное в интересах этих стран, но не Украины. И теперь наиболее активные граждане покидают страну не ради временной работы за рубежом, а навсегда: семьями, забирая и детей, и родителей. Развал системы здравоохранения и системы образования ускоряют процесс бегства населения.

Поскакали на экономике. Украина до и после Евромайдана
Получлен НАТО, «батрак» ЕС. Какое будущее ждет Украину

Подробнее

Транзит улетучится

Ладно, часть населения уехала. Но есть (точнее, были до Евромайдана) источники поступления финансов, которые требовали просто поддержания их в рабочем состоянии и могли бы поддерживать приемлемый уровень жизни у оставшихся на родине граждан. Речь о всем том транзитном потенциале, которым Украина обладает благодаря своему географическому положению и советскому наследию. Транзит газа и сейчас приносит более 2 млрд долл. ежегодно. Зарабатывали украинцы на продаже электроэнергии и могли бы зарабатывать на ее транзите. Но в результате своих «патриотических» действий они умудрились довести ситуацию с газом до абсурда, и судьба транзита после 2019 года туманна.

Возможно, в 2020 году Украина столкнется с дилеммой: получать российский газ через Германию по «Северному потоку-2» или американский СПГ через Польшу. В любом случае выигрывают Европа и Америка, а Украина вновь им переплачивает. Кстати, повышение цен на газ — это не требование МВФ. Фонд лишь требует выполнить то, что эта новая власть успела подписать с Европой: Соглашение об ассоциации и ЗСТ, по которому следует «выровнять» внутренние цены и импортные.

«План Б» по-украински. Киев решил, как будет жить без транзита газа из РФ

С электроэнергией ситуация не менее удивительная. Чтобы взорвать свои собственные опоры ЛЭП на границе с Крымом, нужно иметь особый, «альтернативный» ум. Думали, что крымчане перейдут на свечи, но они уже полностью заместили поставки электроэнергии с Украины. А Украина лишилась 200 млн долл. в год.

Украина еще совсем недавно уголь экспортировала, теперь импортирует. И не только из России, «страны-агрессора» (на которую приходится более 70% импортируемого угля), но и из США: надо же обеспечить работой американских избирателей и налогоплательщиков. При этом американский уголь в два раза дороже того, который можно было бы закупать в Донбассе (что и делали до 2016 года). Но интересы американских шахтеров для Киева важнее.

С мая этого года прекращен и транзит российского угля через Украину. Ранее, в октябре 2016 года, прекратился транзит через Украину российской нефти и нефтепродуктов. В феврале 2016 года прекращен и транзит грузов автомобильным транспортом. В ответ Россия ограничила транзит украинских грузов в Казахстан и Киргизию, что привело только за первый год к потерям для Украины более чем 1 млрд долл.

Поскакали на экономике. Украина до и после Евромайдана
Конфисковывать, не покупать. Порошенко придумал, как пополнить запасы угля

Подробнее

Вместо послесловия

Это всего лишь некоторые факты и эпизоды, иллюстрирующие цели и методы управления страной теми, кто взял власть на Украине в результате вооруженного переворота в феврале 2014 года. Это не вынужденные меры, не ответ на обстоятельства непреодолимой силы или на «внешнюю агрессию». Все это совершено по инициативе самой украинской власти.

Последствия таких действий отражаются непосредственно на населении: в росте коммунальных платежей практически без роста зарплат и пенсий.

«Разочарован в ублюдках». Что думают украинцы о Майдане четыре года спустя

Так, к началу октября задолженность населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги составила 38,2 млрд грн. (примерно $1,4 млрд.). Правительство обещает повышение пенсий, которые достигнут величины в $90! В 2013 году они были «всего лишь» $183. Это средний размер. Минимальная сегодня — $50. Если 1 декабря повысят, будет аж $53.

Средняя зарплата по Украине в декабре 2013 года — $438, к сентябрю 2018 Минфин нарисовал среднюю з/п по Украине около $334. Поверим на слово. За чертой бедности живет 80% населения страны. И даже президент Порошенко признал, что Украина — беднейшая страна Европы.

Стоит ли ждать улучшения жизни на Украине, если такие методы управления страной сохранятся? У постмайданной власти нет целей и задач по развитию Украины как государства, нет целей по улучшению жизни населения. Идет зачистка территорий от «лишнего населения».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Читайте также:

Добавить комментарий