Почему Армения, находясь в геополитической изоляции, отказалась от авиасообщения Симферополь — Ереван?

Заявка российской компании «Грозный Авиа» на осуществление прямых рейсов из Симферополя в Ереван и последующее развитие событий стало причиной пристального интереса не только Киева.

В соседнем с Арменией Азербайджане отклонение Ереваном этого предложения вызвало значительный интерес. Ведь речь идет не просто о дополнительном пути вылета из находящейся в полуизолированном состоянии Армении, но, скорее о пределах ее возможностей авиасообщения

Геополитика не дает взлететь

Не вызывает сомнений тот факт, что отказ от этого рейса для Армении, чьи граждане регулярно посещают Крым — особенно в период летних отпусков, был мерой вынужденной и принимался под давлением определенных обстоятельств.

Так, согласно двусторонним соглашениям между Арменией и Украиной, все регулярные рейсы между этими двумя государствами должны быть согласованы ими обоими на официальном уровне. В случае открытия несанкционированного рейса Армения могла бы оказаться в очень сложной ситуации, вызванной либо протестом Государственной авиационной службы Украины, либо, что тоже вероятно, иском в Международную организацию гражданской авиации.

На фоне банкротства официального армянского авиаперевозчика «Армавиа» эти негативные процессы могли бы весьма печально отразиться на будущем всей гражданской авиации в Армении. Так что Управление гражданской авиации Армении было в очередной раз поставлено перед лицом геополитических реалий, которые и ограничивают возможности авиасообщения Еревана.

«Подушка безопасности»

Стоит учитывать и тот факт, что в политическом поле Армении вновь заговорили о сотрудничестве с Евросоюзом — правда, с оговоркой, что не в ущерб отношениям с Россией и странами евразийского проекта.

Отчасти возродившийся интерес Еревана к европейскому направлению обусловлен ситуацией в России — нестабильной экономически из-за проблем во взаимоотношениях Москвы и Запада. Политические элиты Армении готовят себе «подушку безопасности» на случай, если конфронтация между Россией и Западом закончится не в пользу северного соседа. Да и в целом Ереван не готов всецело замыкать свой внешнеполитический курс на ЕАЭС.

В этой связи у официального Еревана не оставалось иного пути, как отказаться от заманчивого авиасообщения, тем более что «перекройка» геополитических реалий с последующими событиями началась именно с Крыма.

Одним можно, другим — не дозволено

Кстати сказать, в прошлом году, геополитика вторглась и в планы по открытию рейса Ереван — Ван. Армянские СМИ уже успели сообщить о начале продажи билетов на этот рейс, спрос на который был весьма велик. Публиковались даже некоторые подробности, включая цены билетов и марку самолета, который будет летать по маршруту.

Прошла неделя — и Главное управление гражданской авиации Турции отложило запуск рейса на неопределенный срок. Потом даже сообщалось, что тут не обошлось без вмешательства турецкого МИДа, который, принимая решение, учитывал и возможную реакцию Азербайджана.

Таким образом, выясняется, что желания и возможности гражданской авиации Армении в целом ряде случаев расходятся. Не в этом ли одна из причин плачевного состояния «Армавиа»?

Немногим лучше и ситуация с другим армянским авиаперевозчиком — «Эйр Армения». Обе компании, тем не менее, часто перекладывают вину за свое плачевное положение в том числе и на российских коллег, которые постепенно «захватывают» армянский рынок авиаперевозок.

Местные эксперты утверждают, что армянские авиакомпании проигрывают российским компаниям на своем же рынке. По их словам, до заключения договора между Госуправлением гражданской авиации Армении и российской стороной в 2009 году действовал принцип паритетности между «Армавиа» и «Аэрофлотом». А потом на армянский рынок пришли еще несколько российских компаний — сейчас их уже пять.

По мнению наблюдателей, с августа по октябрь нынешнего года — как раз в то время, когда Армении пришлось отказаться от рейса в Крым — все тот же российский авиаперевозчик «Грозный Авиа» успешно осуществил 11 рейсов из Симферополя в стамбульский аэропорт имени Сабиха Гекчен, расположенный на азиатской стороне города.

Причем эти рейсы оказались вполне себе политкорректными, не ставящими в затруднительное положение турецкую сторону. Вся «фишка» — в технической посадке в Анапе, которая позволяет не нарушать условия авиасообщения с Крымом. Обратный же рейс выполняется без посадки в Анапе, но с облетом Черного моря над территорией РФ.

Что же получается? Одним можно летать, а другим не дозволено? Турецкие власти так и не высказали своего отношения к реакции Киева на запуск нового авиарейса. Что же до геополитики, то утверждение о том, что она постоянно витает в воздухе, в этой истории с полетами до Крыма выглядит весьма убедительным.

Ильгар Велизаде

Источник: kavpolit.com


Читайте также:

Добавить комментарий