Как жители кубанской столицы восприняли отмену традиционного шествия?

Корреспондент «Кавказской политики» отправился на улицы Краснодара, чтобы опросить жителей кубанской столицы о том, как они относятся к отмене «Русского марша» по улицам города — традиционного шествия, которое проводят русские националисты в День народного единства.

«Русский марш»? А кто композитор?

Оказалось, какого-то общественного резонанса запрет городских властей не вызвал. Подавляющее большинство горожан понятия не имеют, что вообще такое «Русский марш».

Вопросы для интервью были следующие: что такое «Русский марш», как вы относитесь к подобным шествиям, справедлив ли отказ властей в разрешении на его? Наибольшие затруднения, как правило, вызывал первый вопрос, а на остальные респонденты отвечали охотно.

«Русский марш»? Я знаю несколько. «Прощание славянки», например, из балета «Руслан и Людмила». Вы скажите, кто композитор? Мусоргский, Прокофьев?» — пожимает плечами 49-летний Валерий Шевченко.

Мои пояснения его явно разочаровали. «Ах, вы это имели в виду. Отношусь отрицательно. Мой сын занимается футболом, а у тренера — армянская фамилия. Я ему что, руку при встрече пожимать не должен? Конечно, можно сослаться на Конституцию и право выражать свое мнение, но нельзя забывать, что рост подобных движений очень опасен.

В подобных организациях состоят, в основном, морально и социально обиженные люди с подростковыми комплексами. Им заняться нечем. Их лозунги утопичны, а уровень интеллекта ничего, кроме жалости, не вызывает. Да и как я могу относиться к ним, когда мой дед бок о бок с ингушами и адыгами Берлин освобождал?» — размышляет мой собеседник.

На третий вопрос Валерий Шевченко отвечает однозначно: «Думаю, правильно, что власти не разрешили проводить «Русский марш». Кубань — многонациональный регион. И такое шествие может спровоцировать массу неприятностей, допустим, межнациональный конфликт».

Невоспитанность — не национальный признак

Следующей на вопросы корреспондента «Кавказской политики» согласилась ответить 46-летняя Людмила Негода: «Я что-то о «Русском марше» слышала, но конкретно ответить на ваш вопрос не могу. Наверное, это что-то, связанное с межнациональными отношениями, я не права?»

К самому движению женщина относится положительно: «Русских на Кавказе стали притеснять. Больше всего это чувствуется на рынках. Примеры вам привести? Пожалуйста! Буквально вчера мне не понравилась цена на прилавке, а продавец-армянин мне нагрубил. Наш диалог начался с оскорблений. Хотя нельзя огульно обвинять всех представителей этой нации. И среди русских невоспитанных хватает».

Запрет на проведение шествия националистов Людмила не одобряет: «У нас в стране каждый волен высказывать свое мнение. Почему, например, геям можно, а националистам нельзя? Что касается конфликтов, то они могут случиться и без «Русских маршей».

Мои собеседницы Олеся Кривенко (39 лет) и Наталья Кравец (34 года) ничего о «Русском марше не слышали, но с видимым удовольствием рассуждали о национальной политике.

«Я воспитана в СССР. И с детства не различаю национальностей. И ко всем этим [националистическим] течениям отношусь крайне отрицательно. Да и как может быть иначе? У меня муж ливанец, мое детство прошло на Кавказе. Единственное, что я могу пожелать — чтобы гости из других регионов вели себя в соответствии с нашими традициями, нашей культурой. Я часто бываю в других регионах страны по работе и всегда стараюсь вести себя адекватно, не раздражать местное население эпатажными поступками», — уверена Олеся Кривенко.

«Я вообще ничего слушать о национальностях не хочу. Это все настолько условно: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Наш край очень привлекателен, и в последнее время к нам на ПМЖ переехали много людей из других регионов, в том числе и из национальных республик. В таких условиях проводить «Русские марши» крайне опасно. Да и вообще не понимаю, зачем они нужны. Невоспитанные люди бывают разных национальностей», — возмущена Наталья Кравец.

Неуважение к многонациональной России?

70-летний Евгений Попов и вовсе оказался знатоком кавказской культуры. «Эта акция — свидетельство неуважения к многонациональной России. Большую часть жизни я прожил в Краснодарском крае, частью которого была республика Адыгея, до которой отсюда рукой подать. А Кубань — это часть Северного Кавказа, хотя некоторые почему-то называют ее Западным Кавказом.

Когда я учился в школе, обязательным предметом была история Северного Кавказа, это было здорово. Я много ездил по региону, был шапочно знаком с Расулом Гамзатовым, Давидом Кугультиновым, читал стихи поэта Керима Мхце. Я искал знакомства с этими людьми и был безмерно счастлив, когда мне удалось посетить дом-музей Кайсына Кулиева в Баксане.

А сам «Русский марш» — лишнее свидетельство того, что в стране нет национальной политики. Запрещать его или разрешать — вообще бессмысленный вопрос. Нужно воспитывать молодежь так, чтобы у нее не возникало желания участвовать в сомнительных шествиях», — считает пенсионер.

Владимир Приходько

Источник: kavpolit.com


Читайте также:

Добавить комментарий