О судостроительном комплексе (ССК) «Звезда» говорят не столь часто, как о Крымском мосте. Но этот российский мегапроект широко известен жителям страны.

Курс на Арктику. Президент РФ оценил стройку судостроительного кластера

Евгений ШЕСТАКОВ

Это не так давно выяснил ВЦИОМ. По его данным, каждый третий россиянин (33% опрошенных) знает о том, что в Приморье ведётся строительство комплекса. Причём все понимают его важное геополитическое и экономическое значение. 

Имя ему — «Голиаф»

По завершении Восточного экономического форума президент страны побывал в бухте Большой Камень и посмотрел, как выполняется его поручение — строится судостроительный суперкластер. Это, по словам Владимира Путина, масштабный и значимый для всей страны проект. Осмотрев его, президент убедился, что он «уверенно развивается, идёт вперёд».
Загрузить «Звезду». Какие суда будут строить на Дальнем Востоке?

В его присутствии там запустили в эксплуатацию уникальный тяжёлый достроечный стапель. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин доложил президенту, что стапель введён в эксплуатацию с опережением графика, оснащён 7 кранами, а это необходимое условие для обеспечения технологического цикла. Среди них есть и самый настоящий гигант. Его грузоподъемность 1200 тонн в то время, как максимальная грузоподъёмность кранов на существующих российских верфях не превышает 500 тонн, высота — 139 м (42 этажа), длина поперечной балки — 230 м. Это один из крупнейших в мире кранов, и имя ему — «Голиаф». 

Президент принял участие в закладке секций 4 судов усиленного ледового класса. Они будут использоваться российскими нефтяниками для снабжения своих объектов. А строятся совместно с партнёром дальневосточной судоверфи — голландской компанией Damen. По мнению Владимира Путина, эти суда «будут укреплять потенциал компании и всего отечественного ТЭКа, содействовать развитию Северного морского пути».

Курс на Арктику. Президент РФ оценил стройку судостроительного кластера

«Звезда» судостроения. Россияне поддерживают строительство комплекса в ДФО

Челноки во льдах

Итак, какими будут первые суда крупнейшего российского судостроительного кластера, уже понятно. По словам И. Сечина, это и есть основа продуктовой линейки «Звезды» — средне- и крупнотоннажные коммерческие суда для транспортировки грузов.

Кроме того, нефтяникам, на интересы которых во многом будет ориентироваться новая судоверфь, понадобятся танкеры-челноки. Поэтому во время президентского визита «Роснефть», «Роснефтефлот» и ССК «Звезда» заключили соглашение, которое предполагает размещение заказа на строительство таких челноков усиленного ледового класса дедвейтом (сумма масс грузов, топлива, масла, технической и питьевой воды, продовольствия, пассажиров и экипажа) 70 тыс. тонн. Они будут перевозить нефть с арктических месторождений нашей крупнейшей нефтяной компании.

В тот же день российский судостроительный комплекс и корейская компания Samsung Heavy Industries Co. Ltd. подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое будет управлять проектами строительства арктических челночных танкеров дедвейтом от 42 до 120 тыс. тонн. Эти танкеры будут вывозить нефть с российских месторождений.

«Усиленного ледового класса», «арктические» — это важные характеристики будущих судов дальневосточного комплекса, потому что проекты шельфовой добычи развиваются и в дальнейшем их будет всё больше. Понятно, что это значительно усложняет задачу судостроителям, которым потребуются новые технические и технологические решения. 

Соглашение между «Роснефтефлот» («дочка» крупнейшей российской НК) и Marine Chemical Research Institute Co. Ltd. («дочка» ChemChina), тоже подписанное в день президентского визита, предполагает проведение испытаний в ледовых условиях специальных покрытий арктического класса.

Курс на Арктику. Президент РФ оценил стройку судостроительного кластера

Фото: Евгений ШЕСТАКОВ

И газ — по морю

Что ещё будут строить на «Звезде»? По словам И. Сечина, морские буровые (разведочные и добычные) платформы. Они потребуются в первую очередь его же компании, которая всё больше и больше «выходит» в море. 

Но особое место займут специальные танкеры и суда-газовозы — одно из приоритетных направлений судоверфи. Они, предположительно, понадобятся не только тем компаниям, что осваивают шельф, но и для транспортировки газа с материковых месторождений России. Это, как сказал И. Сечин, «потребует уникальных технических решений, большинство из которых российскому судостроению предстоит осваивать впервые».
«Звезда» первой величины. Как нефтяники развивают судостроительный комплекс

Разработка проектной документации для строительства танкеров-газовозов типа «Афрамакс» скоро начнётся — компания «Звезда-Хендэ» (совместное предприятие дальневосточного ССК и Hyundai Samho Heavy Industries Co., Ltd) и ЦКБ «Лазурит» заключили договор об этом. 

А французская инжиниринговая компания «Gaztransport & Technigaz» (GTT) сделает техническую оценку возможностей судоверфи строить системы хранения сжиженного газа мембранного типа (соглашение подписано). Они понадобятся для приобретения лицензии GTT на строительство судов-газовозов.

Больше заявок, хороших и разных!

Сейчас в портфеле заказов судостроительного комплекса 14 судов. Но расчёты экономической эффективности показывают, что к 2035 г. необходимо, чтобы он увеличился до 178 заказов на средние и крупнотоннажные суда, плюс морскую технику.

«Важно как можно быстрее выйти на решение главной стратегической задачи — начать выпуск полноценной линейки средних и крупнотоннажных судов и морской техники, — сказал при посещении дальневосточного судостроительного комплекса президент страны. — Уже утверждён перспективный план загрузки предприятия до 2035 г. Рассчитываю, что он будет выполнен. Будем за этим следить, потому что это — одно из ключевых условий успешной работы предприятия. Не только „Роснефть“, но и „Газпром“, и „Новатэк“, и другие наши компании должны выполнять этот план и вовремя делать заявки и, может быть, даже большие заявки, потому что потенциал перевыполнения этого плана у „Звезды“, безусловно, есть».

Справка

Судостроительный кластер строится на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (консорциум «Роснефтегаза», «Роснефти» и «Газпромбанка»). Его пилотную загрузку обеспечивает крупнейшая российская НК, активно ведущая на Дальнем Востоке шельфовые разработки и добычу углеводородов.

Курс на Арктику. Президент РФ оценил стройку судостроительного кластера

Фото: Евгений ШЕСТАКОВ

Кстати

Акционером «Роснефти» стал стратегический инвестор. Не только представители компании, но и аналитики рынка сочли это хорошей новостью.

Крупный игрок на нефтяном рынке Китая — энергетическая компания «Хуасинь» приобрела 14,16% доли в акционерном капитале крупнейшей российской нефтяной компании у международного консорциума, куда входят швейцарская Glencore и катарский фонд Qatar Investment Authority. Этот консорциум, напомним, в прошлом году выкупил у нашего государства пакет в 19,5% акций. 

Почему же так скоро решено продать большую его часть? В консорциуме это объясняют изменением некоторых макроэкономических параметров. Но, по мнению наших нефтяников, важнее другое — что пакет продан дороже цены приобретения. По сообщению Glencore, примерно на 16% выше средней цены бумаг компании за последние 30 дней.

Российские нефтяники нового партнёра называют стратегическим инвестором и рады его появлению, тем более что с ним знакомы. У компаний есть соглашение о стратегическом сотрудничестве по проектам разведки и добычи в Западной и Восточной Сибири, а также взаимодействию в нефтепереработке и нефтехимии, торговле. Есть и 5-летний контракт на поставку российской сырой нефти в Китай.

«Мы рады, что это акционером стала именно китайская корпорация, — прокомментировал новость Игорь Сечин. — В продолжение этой сделки мы договорились с руководством корпорации, подписали соответствующие документы об их участии в ряде наших проектов на территории России в качестве миноритарных акционеров. Прежде всего речь идёт о серии добычных проектов в Восточной Сибири, рассматривается вопрос участия в нефтехимических и других проектах». 

А аналитики американского инвестиционного банка Merril Lynch назвали эту сделку «символом уверенности стратегических инвесторов в нефтегазовом секторе России».


Читайте также:

Добавить комментарий