Похоже, что в новый год Украина войдет без бюджета. Арсений Яценюк вместе со своей командой хоть и подготовил целых два финансовых плана жизни страны, но вносить их в парламент еще прежнего созыва наотрез отказался. Ни «бюджет экономического падения», ни бюджет, основанный на изменениях налоговой и бюджетной системы, за которые парламентарии не захотели голосовать. Просто Яценюк опоздал. Кабмин до 15 сентября должен был внести бюджет в парламент, а поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы можно будет использовать только для формирования бюджета 2016 года. Сам проект бюджета, всплывший в некоторых СМИ, был охарактеризован словами «это действительно ужасно».
Рассматривать главный финансовый документ страны придется новому составу Верховной рады, а правительство соответствующий законопроект должно подать до 15 декабря, а принять не позже 30 декабря.
Проект бюджета предусматривает, что номинальный ВВП будет 1,759 трлн. грн., а дефицит предусматривается на уровне 3,0-3,5%. Впрочем, само по себе принятие закона о бюджете отнюдь не гарантирует удачного прохождения будущего года и того, что заложенные в нём цифры будут совпадать с реальностью. Украинская практика показывает, что и принятый закон о бюджете может почти не влиять на жизнь в государстве, а сама смета и нормативные акты могут пересматриваться по ходу дела. Думали ли депутаты, голосовавшие в январе за бюджет текущего года, что принятый документ будет так резко контрастировать с реальным положением дел в государственных финансах?
Показатели бюджета 2014 года были исправлены после февральского переворота в сторону «более реалистичных». Новые власти предусмотрели падение ВВП (на 3%), сокращение экспорта (на 3,1%), уменьшение государственных доходов и расходов (на 6% и 5,8% соответственно). Вместе с тем был увеличен лимит государственного долга до 43,5% от ВВП. Даже такие «реалистичные» показатели оказались не в меру оптимистическими. Позже Арсений Яценюк признался, что бюджет нужно будет урезать на 65-80 млрд. грн.
На сегодняшний день после восьми поправок в главный финансовый документ страны доходы украинской казны запланированы на уровне 377,8 млрд. грн., а расходы 441,5 млрд. грн., предельный дефицит на уровне 68,5 млрд. грн. Основу его наполняемости традиционно составляют поступления от налогов и сборов, привлечение кредитных ресурсов, доходы от предпринимательской деятельности госкомпаний.
Урезать расходы Министерство финансов решило за счет таких направлений, как содержание государственного аппарата (1,5 млрд. грн.), капитальные расходы и поддержка отдельных отраслей экономики (12,5 млрд. грн.), социальные расходы (7,72 млрд. грн.), а также за счет оптимизации межбюджетных трансфертов и дотаций (5,9 млрд. грн.).
В поддержку инициатив Кабмина по сокращению расходов государственного бюджета даже вышел закон «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине». Он предусматривает такие «дальновидные» новшества, как увеличение налогового давления на бизнес, расширение круга налогоплательщиков, уменьшение выплат пенсионерам, а также сокращения в силовых ведомствах (на 79400 человек в МВД, на 3350 человек в СБУ, на 299 человек в Госохране, на 2263 человека в прокуратуре).
Изменения также коснулись и доходной части бюджета. Уменьшение доходов за счет сокращения поступлений от НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акциза и некоторых других источников было запланировано на уровне 44,1 млрд. грн. В результате «реформ» правительство планировало изыскать дополнительно 24,7 млрд. грн., что делало итоговое понижение доходной части бюджета не настолько критическим — всего на 19,4 млрд. грн. Основные источники дополнительных доходов следующие: налогообложение при покупке валюты (ставка 0,5%), отказ от возмещения НДС экспортерам зерна, увеличение ставок отдельных налогов и сборов, увеличение платы за пользование недрами, применение единой ставки акциза на дизтопливо, увеличение акциза на автомобили, сбора за пользование радиочастотами.
Особо стоит отметить меры по уменьшению дефицита пенсионного фонда. Кроме наполнения его доходной части, власти решили снизить выплаты по «специальным» пенсионным программам.
Если расходы можно сократить одним росчерком пера чиновника, то с доходной частью бюджета все оказалось не так просто. По итогам девяти месяцев даже сильно урезанный и «реалистичный» бюджет недополучил 20,1 млрд. грн.
Финансировать свою несостоятельность правительство предпочитает с помощью печатного станка. Выпускает облигации внутреннего займа (ОВГЗ), которые потом выкупает НБУ. Таким способом можно финансировать и такое проблемное предприятие, как «Нафтогаз», обменивая его ценные бумаги на ОВГЗ. Только с 22 по 29 июля Министерство финансов докупило таких «ценных» бумаг на сумму 22,4 млрд. грн., обменяв их на ОВГЗ.
У Минфина на руках сосредоточилось «нафтогазовских фантиков» на сумму 96,61 млрд. грн. Эта мутная схема не имела бы смысла без такого «независимого» органа, как НБУ, который выкупает эти ОВГЗ за свежеотпечатанную наличку. Только за один день 24 октября Минфин привлек таким способом в государственный бюджет 1,3 млрд. грн.
Если считать весь долг Украины с начала текущего года, то он составил 218,98 млрд. грн. (из которых внутренний долг — 143,09 млрд. грн.).
В ближайшее время этот объем долга увеличится еще на 16,6 млрд. грн. Именно на такой объем заимствований пошло правительство, учитывая неполученные поступления от приватизации.
А расплачиваться нечем, т.к. из $16,4 млрд. золотовалютных резервов $9,9 млрд. – это те самые «фантики» «Нафтогаза» и Минфина, которые принято называть ценными бумагами.
Виновным же в провале бюджета 2014 года, понятное дело, назначен Донбасс и его жители. Арсений Яценюк 1 октября пожаловался, что бюджет недополучил 2 млрд. грн. налогов из охваченного войной региона. Не забыл премьер подстелить себе соломки и на будущее: «…уже через месяц мы ожидаем ухудшение объема собранных доходов из Донецкой и Луганской областей».
В таких расчетах есть нюансы.
Во-первых, Яценюк дипломатично умолчал, насколько были урезаны расходы госбюджета по данным областям и выполняются ли там Украиной социальные обязательства. Выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам на подконтрольной ДНР и ЛНР территории Украина не собирается. Пенсионерам, учителям и врачам предлагают сменить место жительства. Миллионы людей выживают, как могут: переводят пенсии в другие регионы, проедают накопления, ждут гуманитарной помощи.
А во-вторых, выстроенную конструкцию «виновата война» опровергают простые цифры. Так, по данным экс-министра Клименко, только в сентябре по сбору налогов план не выполнили 16 областей Украины. Донбасс в сентябре по сравнению с прошлым годом недодал в украинский бюджет 937 млн. грн., что можно характеризовать как каплю в море проблем украинских властей. По таким показателям, как сбор единого социального взноса Донецкая и Луганская области даже перевыполнили план (107% и 121% соответственно), тогда как в целом по Украине этот показатель составил 97%.
Проблемы наблюдались со всеми основными источниками дохода. Налога на прибыль недополучили в размере 218 млн. грн. от плана, акцизного сбора на 111 млн. грн., НДС на 1 млрд. грн., единого социального взноса на 4 млрд. грн. По таможенным платежам недобор составил 4,2 млрд. грн. Кроме того, государство не только не рассчиталось по внутренним долгам перед бизнесом, но и увеличило их на 7,5 млрд. грн. Эти данные подтверждают и более ранние подсчеты.
Государственная фискальная служба на днях заявила, что недополучила в январе-октябре 2014 года 6,7 миллиарда гривен (около 460 миллионов долларов) налогов из Донецкой и Луганской областей, а государственная казначейская служба Украины сообщила, что госбюджет Украины недополучил в январе-октябре более 27 миллиардов гривен (7,5% запланированных доходов).
Все это говорит о том, что налоговая база в Украине активно сжимается. Этому способствует и падение внешней торговли (уменьшение таможенных сборов), и резкое сокращение доли прибыльных предприятий (недополученный налог на прибыль), и снижение внутреннего товарооборота (удар по НДС). Даже увеличение налогового бремени здесь не помогает, бизнес просто прекращает работать или уходит в тень.
Урезание социальных стандартов и отказ от поддержки собственного товаропроизводителя не принесут ни экономического роста, ни улучшения жизни простых людей, теряющих средства к существованию. Расслоение общества и общее экономическое падение, судя по всему, продолжится и в ближайшие месяцы, и в следующем году.
В таких условиях Киеву стоит задуматься о будущем все еще подконтрольных ему территорий, а не сваливать вину со своей политической и экономической близорукости на налогоплательщиков Донбасса.
Предпринимаемые Киевом шаги свидетельствуют о том, что Донбасс как целое исключается из общей финансовой системы Украины. В ноябре Киев полностью прекращает бюджетное финансирование всех организаций и учреждений на территории Донецкой и Луганской областей, не подконтрольных центральной власти. В расчётах Кабмин производит деление на территории, подконтрольные Киеву, и территории, подконтрольные ЛНР и ДНР.
Украинский бюджет в текущем году должен выплатить в бюджеты на территории ДНР дотаций на сумму в 19,6 млрд. грн., в ЛНР — 14,6 млрд. грн. Но Киев не намерен выплачивать социальные льготы и субсидии до тех пор, пока там не будет «украинской власти». Более того, он начинает торг на поставках газа и электроэнергии. Тот же Яценюк заявляет, что после возвращения контроля над территориями республик накопленные правительством средства для выплат льгот и субсидий будут уменьшены на сумму стоимости поставленных электроэнергии и газа.
Продолжается торг и с пенсионными выплатами. По словам Е. Звягильского, который, судя по всему, будет открывать заседание Верховной рады нового созыва, долг за четыре последних месяца по выплате пенсий только по городу Донецку составляет 1,274 млрд. грн. В то время как за десять месяцев текущего года на счета Пенсионного фонда предприятиями города перечислено порядка 5,171 млрд. грн. Интересно, что Е.Звягильский получил мандат депутата Верховной рады по итогам выборов в одномандатном округе № 45, который включает в себя Киевский район Донецка, Авдеевку, Ясиноватую и Ясиноватский район Донецкой области.
Судя по текущему бюджету, в котором одним из главных направлений сокращения государственных расходов значится постепенный отказ от дотаций угледобычи и закрытие шахт Донбасса, Киев не планирует тратиться на восточные окраины и в то же время хочет регулярно и полном объеме собирать с аборигенов «дань». Яценюку и компании все же придется думать, как вверенная им западными покровителями страна будет жить без «депрессивного» и «дотационного» Донбасса. И, судя по скупости иностранной помощи, жить Украине придется бедно, по средствам. К тому же в ЛНР и ДНР уже формируются свои налогово-бюджетные системы. Похоже, что разрыв финансовых отношений с Киевом становится реальностью.
Николай КОРИНЬ
Источник: odnarodyna.com.ua