У российского президента Владимира Путина была хорошая возможность выступить за ослабление международных санкций против России в прошлом месяце, когда европейские и азиатские лидеры собрались на саммите в Милане. Но на эту самую важную для него встречу с участием канцлера Германии Ангелы Меркель он опоздал на четыре часа.
Президент был в Сербии и смотрел парад.
Путин также пропустил приветственный тост на обеде с участием 50-ти с лишним лидеров, войдя в зал во время вступительного слова председателя Европейского Совета.
В последнее время он ведет себя как человек, утративший веру в дипломатию и убежденный в том, что мир перестроился, заняв чрезвычайно враждебную по отношению к России позицию.
Как говорят аналитики, главная причина такого все более конфронтационного поведения российского лидера в отношениях с Западом состоит в ощущении подлого предательства, которое появилось у Путина, когда НАТО отказалась от взятого ею, как казалось Москве, обязательства никогда не посягать на бывшую советскую сферу влияния в Центральной и Восточной Европе.
Сегодня в составе значительно расширившегося западного военного альянса находятся не только бывшие советские республики Латвия, Литва и Эстония. Сейчас и другая постсоветская страна Грузия тоже встала в очередь за членством.
Кремль в прошлом месяце был в ярости, когда Болгария просигнализировала о том, что намерена закупать самолеты европейского производства, отказавшись от стареющего парка российской военной техники.
Российский заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин сообщил в Твиттере, что Болгария решила «снова предать Россию… в пользу подержанных „иглов“».
По словам аналитиков, Путин огрызается в сфере политики и безопасности в связи с тем отчаянием, которое он испытывает из-за своей неспособности заставить руководителей Европы и США взглянуть на стратегические изменения после холодной войны с точки зрения Кремля.
Он с презрением отнесся к точке зрения ООН и Запада на поддержку, оказываемую им сепаратистам на востоке Украины, и проигнорировал их предостережения о том, что выборы руководства оккупированных «республик» 2 ноября являются нарушением норм международного права и могут привести к активизации боевых действий. На прошлой неделе НАТО и нейтральные наблюдатели из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе сообщили о вторжении новых российских бронетанковых колонн на территорию Украины.
А в среду путинский министр обороны объявил, что способные нести на борту ядерное оружие стратегические бомбардировщики возобновят патрулирование вблизи атлантического и тихоокеанского побережья США.
Будучи горделивым националистом, твердо намеренным защищать тех русских, которые сегодня оказались в соседних с Россией странах, Путин, видимо, отказался играть по правилам, написанным, по его мнению, злорадствующими противниками, которые себя считают победителями в холодной войне, а историческую сферу влияния России — своим трофеем.
«Россию загнали в угол, а это крайне опасная ситуация», — говорит специалист по российской и украинской истории из Монтерейского института международных исследований Анна Васильева.
Путин «показывает миру, что он контролирует ситуацию», отмечает она, «и предостерегает всех, чтобы они не думали, будто медведь уснул».
Это парадоксально, но из-за действий Путина по предотвращению украинского дрейфа в сторону Евросоюза во всех странах бывшего восточного блока возникло острое ощущение незащищенности, а из-за этого на российском пороге оказалась самая серьезная, как считает Путин, угроза его национальным интересам: Организация Североатлантического договора.
В начале месяца президент Польши Бронислав Коморовский подписал закон о фундаментальных изменениях в оборонной политике, в рамках которой войска будут передислоцированы с запада страны на границу с Россией. Этот шаг был назван необходимым ответом на российскую агрессию против Украины.
В рамках военных учений, прошедших в прошлом месяце в Польше и трех прибалтийских странах, когда-то входивших в состав Советского Союза, 700 натовских солдат вместе с современными бронированными машинами были переброшены к северо-западной границе России, дабы напомнить Москве о том, что любое нападение на членов альянса будет решительно пресечено.
Кроме того, в сентябре Североатлантический альянс также провел совместные маневры с Украиной в Черном море. Разозлившись по поводу того, что Запад проводит учения в непосредственной близости от российских берегов, Москва направила в район учений свои боевые самолеты, которые в международных водах пикировали на канадский фрегат. Десятки других опасных нарушений воздушного пространства и маневров вблизи натовских границ в последние недели вынудили альянс поднимать по тревоге свою истребительную авиацию в три раза чаще, чем в предыдущие годы.
На саммите НАТО в Уэльсе, который прошел два месяца тому назад, альянс утвердил новый «план готовности к действиям». В рамках этого плана тысячи военнослужащих на ротационной основе будут проходить службу в Латвии, Литве и Эстонии, «реагируя на изменившуюся обстановку в сфере безопасности» из-за интервенции России на Украине. Об этом НАТО заявила во время разработки данного плана.
Самое большое беспокойство у России вызывает то, что ее бывшая союзница Украина сегодня открыто стремится к членству в НАТО в поисках надежной защиты от своего проявляющего открытую враждебность соседа. Большинство депутатов, избранных 26 октября в украинский парламент, в своих программах указывали, что на силу надо отвечать силой.
Однако призывы укреплять оборону, звучащие со стороны встревоженных стран, когда-то находившихся на советской орбите, грозят подорвать официальные и неформальные соглашения и договоренности, заключенные после холодной войны и предусматривающие уважительное отношение к суверенным границам и сдержанность при развертывании вооруженных сил, чтобы это не создавало угрозу.
Конфронтация между Россией и Западом — результат «столкновения воззрений», говорит доцент Школы государственного управления и государственной службы им. Джорджа Буша-старшего (George H. W. Bush School of Government and Public Service) Техасского университета Джошуа Шифринсон (Joshua Shifrinson). «Соединенные Штаты с союзниками считают, что НАТО может расширяться, что западная сфера влияния может расширяться, и пока продолжаются разговоры и дипломатические консультации с русскими, США могут забирать себе и вершки, и корешки».
Недавно Шифринсон изучил ряд рассекреченных документов, указывающих, как он говорит, на то, что американские и европейские лидеры на переговорах об объединении Германии выступали в адрес советского лидера Михаила Горбачева с заверениями о том, что НАТО не будет продвигаться в восточном направлении.
«Когда распался Советский Союз, и США остались единственной в мире сверхдержавой, у Америки возникли серьезные основания полагать, что сделки 1990 года отменены ходом событий», — сказал Шифринсон.
Однако Путин искренне верит, что Запад осуществляет посягательства и поступает неправильно. По словам Шифринсона, оправданы такие настроения или нет, но они вполне реальны. НАТО в 1999 году приняла в свои ряды Польшу, Венгрию и Чехию, а спустя пять лет бывшие советские республики Латвию, Литву, Эстонию и бывшие страны восточного блока Словению, Словакию, Болгарию и Румынию.
Последней каплей для Кремля стал прошлогодний украинский план по заключению соглашения об ассоциации с ЕС, в котором Путин усмотрел прелюдию к паническому бегству своей соседки в лагерь НАТО.
«Россия не имела права диктовать Украине, в какие альянсы вступать. В то же время, вы можете себе представить реакцию США в случае внезапного появления российских или китайских войск в Канаде или Мексике? — спрашивает Шифринсон. — Стремление держать Запад подальше от территории бывшей Российской империи и Советского Союза живет и здравствует, и его поддерживает значительная часть российского общества».
Отказ Запада посмотреть на украинский конфликт глазами России грозит привести кремлевского лидера к выводу о том, что ему нечего терять, и что в новых условиях Россия может демонстрировать силу и в других местах, предупреждают кремлеведы.
Возможно, что захват Путиным украинского Крыма и поддержку оккупировавшим восток Украины сепаратистским повстанцам Запад считает агрессивной кампанией по строительству империи, однако Кремль видит в этом благородные действия по защите законных прав и интересов русских.
По мнению аналитика Васильевой, одним из наиболее опасных побочных эффектов от ухудшения отношений между Западом и Россией может стать мнение Америки о том, что любые попытки примирения с Москвой и снятия напряженности равноценны капитуляции перед громилой.
«Во внутренней политике это один из тех немногих вопросов, где республиканцы и демократы находят страстное единение, — говорит она. — Они будут использовать это в следующей президентской кампании, когда две партии будут состязаться в том, кто больше ненавидит Россию».
Она осуждает Путина за то, что во внешней политике он позволил себе руководствоваться эмоциями, однако считает Запад ответственным за отказ от обещаний строить отношения в духе взаимного уважения после распада Советского Союза.
«Запад пересек красную черту, по мнению России, — говорит Васильева о включении в состав НАТО бывших советских сателлитов, находящихся на западных границах России. — В глазах русских, Запад использует Украину в качестве марионетки. Украина — это просто пешка в большой игре по ослаблению России».
Кэрол Уильямс
Источник: inosmi.ru