Существует такая поговорка: «Кому война, а кому и мать родна». Украинский кризис может стать такой «матерью» для режима Александра Лукашенко в Беларуси. Благодаря политическим и экономическим изменениям в регионе он может решить сразу три группы проблем, каждая из которых могла повлечь крушение его власти. А именно:
1. Ухудшение экономической ситуации – сужающиеся рынки, потери в связи с «калийным кризисом», санкции и экспортные пошлины
2. Политические проблемы и вопрос 2015 года. Во внешней политике – изоляция и зависимость от РФ. Беларусь, увы, пока так и не нашла мощного союзника на внешней арене. Внутренние – проблема 2015 года
3. Демографические – страна вступает в период очень жёсткого демографического кризиса
Ниже – схематичные заметки по каждой из групп. Экономика Беларуская статистика фиксирует некоторый спад внешнеэкономической активности. Экспорт товаров за январь-август 2014 года упал на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В графе импорт зафиксировано падение на 6,5%. На первый взгляд , всё логично – проблемы в экономиках двух из трёх основных торговых партнёров – России и Украины — в любом случае влекут за собой сворачивание торговли. Казалось бы, так всё и происходит. Товарооборот с Российской Федерацией упал на 4,5% (январь-август 2014 по сравнению с 01-08.2013 г.). Экспорт беларуских товаров уменьшился на 5,7%. Импорт – на 3,7%. Если взглянуть на структуру торговли предыдущих лет, становится понятно, что политический кризис вокруг Украины спас беларускую внешнюю торговлю. Падение российской экономики и уменьшение спроса на товары из Беларуси – тенденция, которая не предвещала «синеокой» ничего хорошего. Введение санкций и падение цен на нефть только усугубило ситуацию. Однако молодое поколение белоруских чиновников зачастую демонстрирует умение предпринимать нетривиальные шаги. В кризисе между странами они увидели новые возможности. В краткосрочной перспективе – легализация продукции, попадающей под ограничения в торговле с РФ на своей территории. И впоследствии — продажа её на российском рынке. В долгосрочной перспективе, учитывая европейскую интеграцию Украины и сворачивание экономических контактов между Москвой и Киевом – работа по двум направлениям. А именно: 1. Попытка занять роль посредника между Украиной и РФ. Та же продукция Мотор-Сич или Южмаша нужна Москве. Но продавать военную технику в Россию Киев вряд ли будет напрямую. А посредством СП на территории Беларуси – возможно. То же самое можно сказать и о ряде российских компаний, которые рискуют потерять украинский рынок. Беларусь для Украины – удобный торговый партнёр. За это удобство обе стороны готовы платить «посреднический процент». 2. Открытие европейских границ для украинских товаров даёт Беларуси уникальный шанс выйти на рынки ЕС. Естественно, используя уже созданные (или создаваемые) СП на территории Украины.
Реализация краткосрочных планов — Россия.
Цифры статистики фиксируют падение товарооборота между Беларусью и Российской Федерацией. Активные действия Путина в Украине и последовавшие за этим санкции могли чрезвычайно больно ударить и по беларуской экономике. Но там, где одни видят проблему, часть работников Минэкономики РБ заметила возможности. Особенно после попыток России оградить свой рынок от европейских товаров. Так возникли «беларуские» тропические фрукты, овощи, омары, устрицы, осетровые. Список достаточно длинный. Для наглядности можно обратиться к документу Белстата под названием «Экспорт товаров из Республики Беларусь за январь-август 2014 года».
Дабы не перегружать текст цифрами (их можно посмотреть в источнике), сосредоточимся лишь на разнице объёмов по сравнению с 01-08.2013 г.:
Название
Разница с аналогичным периодом 2013 года
Крупный рогатый скот (живой)
В 15 раз
Мясо Крупного рогатого скота
+23%
Отруба КРС
+70%
Мясо и субпродукты домашней птицы
+11%
Части куриных тушек
+80%
Мороженные тушки индеек
В 286 раз
Мороженные разделанные тушки уток
+14%
Животные жиры
В 50 раз
Обработанное мясо (сушёное, вяленое и т.д.)
+20,9%
Живая рыба
+16%
Охлаждённая рыба
В 3,1 раза
Форель
В 538 раз
Лососевые (мороженные)
В 3,3 раза
Лосось атлантический
+33%
Филе лосося
В 5,8 раз
Прочее рыбное филе
+170%
Креветки, другие моллюски
179 раз
Молоко и сливки
+11% (+27-20% по позициям с жирностью более 1,5%)
Йогурты
+16%
Прочие молочные продукты
+39,9%
Масло подсолнечное
+100,1%
Маргарин
В 13 раз
Саженцы, растения, мицелий гриба
+147%
Цветы (срезанные и на корню)
Рост от 20% до 300%
Картофель
В 2,5 раза
Томаты свежие
+41%
Капуста
В 3,8 раз
Морковь
+116%
Прочие овощи
+62%
Бобовые
В 6 раз
Орехи
В 2,5 раза
Яблоки
В 2,3 раза
Стоит заметить, что в данной таблице перечислены лишь позиции, товарная стоимость которых превысила 1 млн. долларов. Самое интересное, что большинство из перечисленных позиций присутствуют и в графе «импорт товаров в Республику Беларусь».
Несложные операции с калькулятором позволяют предположить, что на продовольственных санкциях только по оси ЕС-РФ официальный Минск заработал не менее 1 млрд. долларов. Это – наглядная демонстрация того, как Беларусь монетизирует свою «нейтральную» позицию в конфликте вокруг смены власти в Киеве.
Но не одной Европой пополняется бюджет Беларуси. Официальный Минск ещё в марте 2014 начал работу «на южном направлении».
Посредник-друг для Украины
О проблемах в украинской экономике не говорит только ленивый. Чрезвычайная энергоёмкость, значительный уровень коррупции и нахождение в тени целых отраслей – типичные характеристики, унаследованные ещё с 2013 года. В 2014 к этому добавились политический, военный и торговый конфликт с Россией, проблемы с поставками углеводородов, потеря части территории (в том числе пяти глубоководных портов из 9), газоносного шельфа и открытые боевые действия на востоке. Впечатляющий набор, достаточный для стойкого пессимизма.
На этом фоне динамика товарооборота Республики Беларусь и Украины выглядит более радужно.
Беларусь экспортировала в соседнюю страну товаров на 2,717 млрд долларов (по данным государственной службы статистики Украины) или 2,88 млрд. по данным Белстата. При этом украинская сторона, учитывающая только проведённые оплаты, фиксирует 10% рост беларуских поставок по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Естественно, что львиную долю беларуского экспорта занимает топливо. За 8 месяцев 2013 года Украина купила в Беларуси нефтепродуктов на 1,595 млрд. долларов. Причём ¾ из них проходили по категории иные. То есть по документам это были не бензин или дизельное топливо, а «растворители», «продукты высокой степени очистки», биодизель и т.д. За этот же период 2014 года Беларусь увеличила поставки топлива в 1,43 раза в товарном выражении. В денежном соотношение объем поставок достиг отметки в $2,145 млрд .
Вопрос с нефтепродуктами особенно интересен, если наложить график поставок на временную шкалу развития кризиса. В тот момент, когда Россия аннексировала Крым, А. Лукашенко мог легко обеспечить коллапс украинской экономики. Учитывая, что нефтепродукты из Беларуси занимают до 60% розничного рынка Украины, достаточно было просто перейти на форму предварительной оплаты либо отказаться от рассрочки платежей. Премьер Яценюк во время своего первого выступления в Раде заявил, что на счетах казначейства пусто. Отсутствие денег могло стать причиной закрытия «беларуского топливного крана». Что сделало бы невозможным любое вооружённое сопротивление агрессии. Да и просто могло стать причиной экономического коллапса.
Вместо этого Республика Беларусь наращивает объёмы своих поставок и не требует сиюминутной оплаты.
Но это – прямая поддержка. Поговорим о другом. А именно о продуктах питания. Наглядным примером может стать молоко. До 2014 года Украина импортировала таковое из Беларуси. А вот с этого года начала поставки своего на север (не забывая покупать беларуское). Аналогичная ситуация со сливочным маслом, молочными пастами. Но особенно ярко заметно по позиции сыры. В 2013 году Беларусь продавала сыры на юг. В 2014 сохранила объёмы поставок, но при этом купила в Украине твёрдых сыров на 9,8 млн. долларов.
Эти тенденции характерны и для других продуктов питания. Учитывая колебания курса, беларуские продуктовые товары не имеют перспектив расширения ниши на рынке. А вот оголённый российский рынок гарантирует сверхприбыли. В том числе и за счёт перепродажи в страны Таможенного союза (с помощью легализации как беларуских товаров) украинской продукции. Заработали беларусы даже на конфетах. Учли, каким бизнесом занимался новый президент Украины. Покупая товары по классификации 1806200000 (інші готові вироби…які містяться в контейнерах або в первинній упаковці) и расфасовывая уже как собственный товар. Схожая динамика и с некоторыми промышленными товарами. Украина на треть увеличила экспорт запчастей для ж.д. транспорта в Беларусь. А та, в свою очередь, в Россию. Аналогичная динамика по измерительным приборам, оптике, запасным частям для летательных аппаратов. По самым скромным подсчётам за 8 месяцев 2014 года только на перепродаже украинских товаров в Россию беларуские предприниматели заработали не менее 0,4 -0,6 мрд. долларов. Увы, есть и негативные тенденции. Кризис в украинской экономике всё же реален. Поэтому падение реализации беларуских автомобилей, тракторов, некоторых других типов промышленной продукции было ожидаемым. Так, например, в результате падения производства в Украине Беларусь вынуждена была уменьшить поставки грузовиков в 5 раз, тракторов в 2 раза, автобусов в 3 раза. Немало, но благодаря своевременному изменению структуры взаимной торговли, падения объёмов прибыли от поставок в Украину в 2014 году, скорее всего, не будет. Среднесрочные перспективы
Украинский кризис, увы, продлиться не менее 1,5 года. Это понимает А. Лукашенко и пытается получить от создавшейся ситуации максимальные дивиденды. Учитывая войну на Донбассе и аннексию Крыма, Украина сокращает и будет сокращать объёмы поставок в РФ высокотехнологичной продукции. Особенно военного и двойного назначения. В то же время для официального Киева желательно сохранить торговых партнёров и рынки сбыта.
Вот эта «вилка» и является местом манёвра для Беларуси. Идея, которую предлагает Минск проста – создать на территории страны беларуско-украинские СП. И начать сборку товаров для рынка России на своей территории. А. Лукашенко не раз предлагал это. Более того, на ведущие предприятия Украины уже приезжали беларуские делегации. О том, что разговоры более чем серьёзны, свидетельствует пример Оршанского авиаремонтного завода. 57% акций предприятия ещё в 2012 году выкупило украинское ПАО «Мотор-Сич». И на фоне кризиса в отношениях с РФ украинский производитель анонсировал начало сборки своих двигателей пятого поколения и вертолётов в Беларуси. Аналогичные переговоры ведутся с Южмашем, ХТЗ и другими ведущими украинскими производителями.
С другой стороны, европейская интеграция Украины выгодна для Беларуси как способ вывода своих товаров на рынки ЕС. Тут позиции беларусов значительно более крепкие. На территории Украины работают дочки «Белнефтехима», «Мясомолпром», «МАЗа», «Белкомунмаша» и других лидеров беларуской экономики. Говорить об их активизации пока рано – первые результаты будут видны в начале 2015 года. Однако можно смело утверждать, что рост поставок «украинской» продукции беларуских концернов будет заметен.
Таким образом, Республика Беларусь стремится получить максимальную прибыль из удачно занятой позиции в Украинском кризисе. Политика Беларуский президент давно стал изгоем в Европейской политике. В том числе и это позволило России чрезвычайно усилить своё влияние на Республику Беларусь. Начиная от политических вопросов и заканчивая приходом российского капитала в национальную экономику. Кремль не раз высказывался о необходимости допустить российские компании к приватизации ключевых сфер беларуской экономики. Беларуский президент понимает, что уровень российского присутствия в стране уже близок к критическому. И приобретение ключевых предприятий компаниями с востока ограничит его стенами резиденции. Выход в поиске новых партнёров. Разговор с ЕС не выходил. Именно так родилась идея сближения с Венесуэлой, Ираном, Катаром и в 2014 году ОАЭ – теми странами, которые могут позволить уменьшить зависимость страны от российской нефти – ключевого источника доходов беларуской экономики. В то же время в Минске понимают необходимость налаживания диалога с ЕС. Увы, но отношения давно зашли за черту, когда без посредника разговор не возможен. И тут Украине отводится ключевая роль. Проевропейский украинский лидер как нельзя лучше подходит на роль лоббиста беларуских интересов в Брюсселе. То, что получилось в своё время у Ющенко и Саакашвили (2008-2010 гг), может получиться и у Порошенко с Яценюком. Причём на фоне конфликта с Россией позиции Беларуси выглядят не такими слабыми. А. Лукашенко удачно использует раскрученный за 20 лет лозунг «славянского братства» трёх стран. Россия никогда не могла себе позволить одновременного конфликта и с Минском, и с Киевом. Тем более сегодня. Именно поэтому А. Лукашенко достаточно активно налаживает связи с новыми властями в Киеве. А параллельно, на «внутреннем фронте», массово увольняет чиновников, замеченных в рекламе «русского мира». Чистки уже прошли в Витебской, Брестской и Гродненской областях. Дошло до того, что от эфиров на государственном телевидении отлучили Евгения Новикова – одного из самых одиозных критиков политики ЕС и США. Не стоит и забывать «проблему 2015». В следующем году в Беларуси президентские выборы. И, как ни парадоксально, он стал нужным для всех крупных игроков. Для многих политиков из стран ЕС стимулировать резкие изменения в Беларуси покажется излишним – украинский кризис ещё не завершён. Для России аналогично – создавать новую точку напряжённости в данных условиях она себе позволить не может (по крайней мере, до развязки в Украине). Что касается Киева, то А. Лукашенко хоть и диктатор, но весьма удобный. А без внешних игроков «последний диктатор Европы» скорее всего и спокойно проведёт выборы самого себя. С другой стороны, он всячески будет демонстрировать возможность косметических изменений в политической системе страны ради нормализации отношений со странами Запада. А также постепенно уменьшать российское влияние на процессы внутри Беларуси. Демография С одной стороны, статистика свидетельствует, что депопуляция в Беларуси практически сошла на нет. В 2013 году даже зафиксирован рост населения. Впервые с 1993. Однако, при более внимательном рассмотрении, основ для оптимизма, увы, не так много. Рост уровня рождаемости обеспечивался большим числом лиц, находящихся в детородном возрасте. Если посмотреть на возрастную пирамиду населения, видим пик на уровне от 24 до 35 лет – рождённые с 1980 до 1994 года.
А дальше – «яма», сравнимая с демографическими показателями 1941-1949 годов. Поэтому относительное благополучие может сменится катастрофическим падением — в детородный возраст вступит малочисленное поколение 1994-2000 годов. Увы, на данном этапе решить проблему возможно только с помощью миграции. Кризис в Украине породил колоссальные миграционные волны. И они стали фактором, который может обеспечить демографическую безопасность Беларуси на протяжении ближайших 5-7 лет. Признаться, автор рассчитывал на переселенцев из Крыма. События на Донбассе только ускорили переселение и сформировали «комфортный» для А. Лукашенко портрет новых жителей страны. Это украинцы, которые не приемлют киевской демократии, но и уже не являются сторонниками «русского мира». Особенно те, кто успел поездить по территории РФ. Именно для таких людей президент А. Лукашенко издал указ № 420, снимающий ограничения на медицинское, социальное обслуживание и трудоустройство граждан Украины. А во многих пустующих агрогородках переселенцам предлагают сразу всё. И жильё, и школу детям. И работу. Результат – на 1 сентября 2014г. в Республике Беларусь по разным оценкам достигает 25-30 тысяч переселенцев. Это при том, что нормативные акты, упрощающие их пребывание были приняты лишь в августе 2014г. Такое количество уже обеспечило трёхлетние потребности страны в миграционном притоке. Причём, приехали люди, которые в силу языковых и культурных особенностей смогут спокойно интегрироваться в общество. Такая динамика, скорее всего, сохранится ещё 1,5 -2 года. Переезжать будут «беженцы из России», а так же те, кто не нашёл себя в Украине. При условии предоставления работы и комфортной жизни, Беларусь может рассчитывать на 50-70 тысяч новых граждан уже в ближайшее время. Это позволит выровнять структуру населения и предотвратить начало необратимых процессов депопуляции. Таким образом, украинский кризис позволил А. Лукашенко добиться серьёзных изменений в трёх наиболее важных для него сферах. Наблюдения пока поверхностны – полная картина будет ясна после опубликования статистики за 2014 год. Но даже предварительные данные свидетельствуют о чрезвычайно эффективной работе официальнго Минска.
Игорь Тышкевич
Источник: russkiivopros.com