Последнее время, прямо как по команде, отовсюду полились гневные высказывания относительно наступающего на Донбассе голода. Такая одновременность, с одной стороны, настораживает, с другой стороны — а чего там еще должно было начаться после того, как полгода никто не работает, а люди заняты только тем, что разрушают все вокруг себя?
В этом плане Донбасс становится поучительным примером для всего мира. Если, конечно, правильно понимать этот пример. А для того, чтобы его понять — необходимо вспомнить некоторые вещи и разобрать некоторые мифы из тех, которых в головах множество. Тем более, что развенчание этих мифов идет прямо на наших глазах.
Главный миф — Донбасс кормил всю Украину. На самом деле все было с точностью до наоборот: Донбасс кормился Украиной. Здесь сбивает прицел не только пропаганда, но и сами инструменты, которыми поверяется экономика: в нынешних условиях мирового разделения труда они дают сбой. Все знают, что Донбасс — промышленный район, следовательно, подразумевают, что именно он производитель основной стоимости, создаваемой Украиной.
Увы! Между стоимостью и продуктом сегодня огромная разница. Донбасс производил продукт, но не стоимость. Стоимость сейчас в рамках мирового разделения труда производит Китай. Потому что только там себестоимость металлургического производства, его издержки, позволяют на этом металлургическом производстве зарабатывать. Украинский металл в чистом виде, произведенный исключительно за счет средств коммерсанта — конкуренции по себестоимости не выдерживает.
А за счет чьих еще средств может производить бизнес, если не за счет средств коммерсанта? Здесь еще один «бич» современной экономики — коммерсанту помогает конкурировать государство, возмещая некоторые его издержки. Это распространено повсеместно — от американских высоких технологий до, собственно, Донбасской металлургии. Донбасская металлургия дотировалась двумя путями: 1. Через прямые дотации государства Украина угольной промышленности 2. Низкими ценами на газ со стороны России. Именно за счет этих двух путей жил Ахметов, а от его щедрот — и остальной Донбасс.
Сначала Россия с помощью Тимошенко отняла у Донбасса дешевый газ. Теперь Украина отняла дотации угольной промышленности. И остался Донбасс голенький со своей металлургией и никому не нужный!
Но это еще не все. Еще одна беда современной мировой «рыночной» экономики состоит в том, что капитал больше не создает капитал. Экономический рост настолько ничтожен, что позволяет только заниматься т.н. «социальным бизнесом» — то есть давать людям работу и иметь небольшой доходец на собственные нужды. Таким образом, если капитал в виде производства уничтожается, на его место не приходит новый капитал, потому что мировой рынок в этом производстве сам по себе потребность не испытывает. Потребность в нем, пока он был в готовом виде, в котором пришел из более перспективных времен, имело государство: чтобы у граждан зарплата и занятие были. Но одно дело, когда ненужный бизнес уже есть по факту, другое дело — восстанавливать и реконструировать ненужный бизнес.
Пока Донбасс быв в составе Украины — его экономические противоречия растворялись в общеукраинской экономике, распределялись внутри нее. Впрочем, до известного предела: свержение Януковича уже говорит о том, что подобная экономическая модель себя исчерпала. Внешне видимая коррупция — это не более чем следствие нерентабельности экономики, понуждающей бизнес вместо того, чтобы производить капитал на капитал, шакалить у власти.
В такой ситуации отделяться, искать независимости, рвать созданные в лучшие времена хозяйственные отношения — чистое самоубийство. Новых отношений не создашь, а с огорода в лучшем случае только оденешься. Да и то: еще вспомнить надо рабочему населению с какой стороны к огороду этому подходить!
В такой ситуации наоборот надо концентрировать последние крохи и за счет этой концентрации продавливаться на мировой рынок хоть чем-нибудь одним, чтобы компенсировать отсутствие остального!
Этого не понимают и никогда не поймут элитарии. Они по прежнему, как и 100 лет назад, норовят рвать страны на части, чтобы получать власть, не ограниченную «центром». Они — люди прошлого века, и в новый век вместе с ними никак не прейти.
Вячеслав Новицкий
Источник: echo.msk.ru