Москитный жовто-блакитный

Украина потеряла почти все корабли Черноморского флота; максимум, на что способна страна сегодня, — пополнять флот катерами

«Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном бою». Многие наверно еще в советское время слышали это глумливое выражение, призванное подчеркнуть абсурдность той или иной ситуации. Шутки на тему «Украина — морская держава» были чрезвычайно популярны и в постсоветский период, так как с точки зрения среднего российского обывателя само словосочетание «ВМС Украины» является оксюмороном — пусть страна и имеет выход к морю, однако никаких военно-морских традиций у украинцев, дескать, не имеется, и всей своей славе Черноморский флот обязан исключительно россиянам.

В Киеве считали иначе. Апеллируя к морским походам запорожских казаков, которые наводили ужас на владения османов, когда на Руси еще не было построено ни одного корабля, власти Украины после развала СССР провозгласили курс на создание собственных военно-морских сил на базе советского Черноморского флота. Его судьба не была прописана в Беловежских соглашениях 1991 года, что привело к шестилетней тяжбе Москвы и Киева, в ходе которой стороны не раз оказывались на грани открытой конфронтации.

Наконец, в 1997 году в Киеве были подписаны итоговые межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории. К тому моменту в составе флота числилось 383 боевых надводных корабля, 56 боевых катеров, 49 кораблей специального назначения, 190 судов обеспечения, 5 подводных лодок, всего — 655 единиц. Украина получила в итоге 30 боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения, а также 28 судов обеспечения.

К 2013 году количественный состав украинского флота фактически не изменился: к тому времени в его рядах насчитывалось 15 тысяч человек, более 70 боевых кораблей, судов и катеров обеспечения, около 30 самолетов и вертолетов, 40 танков, более 90 боевых машин пехоты, около 190 бронетранспортеров и более 60 артиллерийских систем и минометов.

Хоть и вяло, но кое-какие усилия по поддержанию своего реноме как военно-морской державы Украина все же предпринимала. Был достроен заложенный еще в годы СССР сторожевик «Киров». Переименованный в «Гетмана Сагайдачного» и переквалифицированный во фрегат, он стал флагманом украинского флота. Одновременно предпринимались попытки вернуть в строй единственную украинскую подлодку — «Запорожье». Но за 20 лет субмарина, спущенная на воду еще в 1970 году, лишь единожды вышла в море, чтобы погрузиться на перископную глубину. Все остальное время она по большей части находилась на ремонте, на который было потрачено более 60 млн гривен (на тот момент около 300 млн рублей), служа предметом для бесчисленных шуток в адрес «подводных сил Украины».

Фрегат ВМС Украины «Гетман Сагайдачный». Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

Ракетный крейсер «Украина», доставшийся Киеву достроенным лишь на 75%, к концу 90-х был фактически закончен, но поскольку денег на его полную комплектацию у украинцев все равно не было, решили продать корабль. Долгий торг с Москвой ни к чему не привел. Во времена президентства Виктора Януковича украинские власти вроде бы решили отдать крейсер даром, но обстоятельства, как известно, изменились и сейчас корабль продолжает ржаветь на Судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Расходы на достройку крейсера оцениваются в $200 млн, но тратить эти деньги уже не имеет никакого смысла — корабль морально и физически устарел.

Амбиции украинских властей нашли отражение в закладке в 2011 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве первого корвета проекта 58250 типа «Гайдук», получившего имя «Владимир Великий». Планировалось, что до 2026 года будет построено 12 таких кораблей водоизмещением 2,65 тысячи тонн и стоимостью €200–230 млн каждый. Вооружение для корабля украинские власти собирались закупать у Франции и Италии. Но летом 2014 года на парламентских слушаниях в Верховной раде исполнявший обязанности министра обороны Украины Иван Руснак сообщил, что принято решение о приостановке финансирования строительства корветов, хотя сама программа, по его словам, с повестки дня не снята.

Помимо этого в 2012 году на заводе «Ленинская кузница» в Киеве были заложены два бронекатера проекта «Гюрза-М», которых до 2017 года планировалось построить девять штук. Ранее завод уже строил подобные катера для узбекских пограничников. Год спустя Минобороны, правда, расторгло соглашение с заводом, объяснив свой отказ неудовлетворительным качеством работы предприятия. Но поскольку «Ленинская кузница» входит в группу «Укрпроминвест» нынешнего президента Петра Порошенко, можно ожидать возобновления работ.

Неясные перспективы развития украинских ВМС стали еще более туманными после присоединения Россией Крыма в марте этого года. Именно в Севастополе базировалось большинство кораблей украинского флота — подавляющая часть из них предпочла поднять Андреевский флаг и влиться в состав флота российского — это касается всех ракетных катеров и корветов, тральщиков, десантных кораблей и противолодочных сил. Правда, как заявлял занимавший в то время пост министра обороны Игорь Тенюх, боеспособными из всех российских трофеев были лишь корвет «Тернополь», корабль управления «Славутич» и большой десантный корабль «Константин Ольшанский».

К началу апреля ВМС Украины располагали всего двумя боевыми кораблями. «Гетман Сагайдачный» на момент перехода Крыма под юрисдикцию России находился в Средиземном море (до этого он участвовал в антипиратской операции НАТО у берегов Африки) и, вернувшись в Черное море, направился в Одессу. Именно туда была перенесена из Крыма главная база ВМС Украины.

В Одессе находился и сторожевой катер «Скадовск», второй из оставшихся на тот момент боевых кораблей Украины. В Одессе и Очакове базировались три вспомогательных судна и пять катеров. Украинским пограничникам удалось заблаговременного вывести из Крыма технику и вооружение Керченского, Севастопольского и Ялтинского отрядов Морской охраны — 12 катеров ушли в Одессу, а 11 — в Мариуполь. В распоряжении флота осталась и бригада морской авиации.

Корабль ВМС Украины «Славутич» в Севастополе поднял российский флаг. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Но дело не только в боевой технике. В Крыму вместе с кораблями остались основные картографические и навигационные подразделения, средства радиоразведки, склады боеприпасов. А из 600 военнослужащих морской пехоты продолжить службу под украинских флагом согласились лишь 200 человек.

С апреля по июль Россия вернула Украине более тридцати кораблей, в том числе корвет «Винница». Передача имущества флота прекратилась в начале июля, когда президент Петр Порошенко распорядился возобновить антитеррористическую операцию на Донбассе. Таким образом, по состоянию на сегодняшний день украинский флот, который еще до крымских событий фактически являлся каботажной (прибрежной) флотилией, представлен одним флагманским фрегатом — «Гетманом Сагайдачным», корветом «Винница» и парой десятков катеров.

Такое положение дел украинские власти не смущает. В конце октября Порошенко, прибыв с рабочей поездкой в Одессу, заявил, что Украина модернизирует свой военный флот и оснастит его современным оружием. «Сегодня есть наработки по модернизации кораблей, оснащению их высокоточным оружием, новыми средствами радиоэлектронной борьбы, которые сделают эти корабли более эффективными», — сказал глава государства, уточнив, что обновление уже имеющихся единиц флота является более уместным и эффективным, чем строительство новых. По словам Порошенко, расходы на модернизацию флота предусмотрены в государственном оборонном заказе на 2015 год.

После заявления Порошенко оживились слухи о том, что в Николаеве рассматривают возможность возобновления проекта по строительству украинских корветов. 4 ноября Черноморский судостроительный завод посетил советник президента Украины Юрий Бирюков, которому доложили, что техническая готовность корвета составляет около 17%, в частности, изготовлены все блоки корпуса и частично надстройки корабля. Для продолжения строительства, считают специалисты, необходимо возобновление финансирования работ в полном объеме уже с начала 2015 года. В то, что необходимые средства будут выделены, верится с трудом — государство только в этом году задолжало николаевским судостроителям по проекту «корвет» 500 млн гривен.

«Военно-морские силы Украины уже не имеют того количества кораблей и вспомогательных судов, которые дислоцировались в Крыму, — рассуждает глава информцентра Совбеза Украины Андрей Лысенко. — Даже после раздела Черноморского флота нам в наследство достались не самые новые корабли. Мы получили 10–12 кораблей более или менее нового качества. Нужны без розовых мечтаний годы, чтобы восстановить наш флот, украинский. На сегодняшний день наиболее боеспособными остаются морские части погранвойск, на которых сейчас и ложится почти полная ответственность и контроль за морскими пространствами, которые у нас остались. Это из Одессы, это направление и дальше на Черное море».

Бывшая украинская подлодка «Запорожье» вошла в состав Черноморского флота России, матросы побросали фуражки ВМС Украины в воду. Фото: Красильников Станислав / ТАСС

На вопрос, нужен ли Украине собственный военный флот, и если нужен, то какой, ответа пока никто дать не может. Денег на строительство новых кораблей у Киева нет, модернизировать же то, что осталось, — занятие рискованное: примером служит судьба того же «Запорожья». Украина, конечно, может взять пример с других черноморских стран — Болгарии и Румынии. Последняя приобрела в 2011 году два британских фрегата проекта 22, а Болгария купила в 2004–2008 годах три бельгийских фрегата типа «Вилинген». Есть еще надежда на корабли, списанные из состава флотов США или Великобритании, которые можно получить в качестве военной помощи на фоне обострения отношения Запада с Россией. Только где все эти корабли базировать и кому на них служить?

Одесский морской порт считается одним из крупнейших в Европе пассажирских терминалов (третий по грузообороту на Черном море). Имеющаяся в порту инфраструктура позволяет разместить здесь до пяти боевых кораблей среднего водоизмещения (до 5000 тонн), а также необходимое число малых кораблей и катеров, однако большая часть объектов на берегу устарела и требует серьезной реконструкции. Даже с учетом того, что часть кораблей может быть размещена в Очакове, говорить о наличии такой же материальной базы для флота, которая существовала в Севастополе, не приходится.

«Принять все корабли отечественного ВМФ она (Одесса), конечно, примет, однако базирование флота — это, прежде всего, мощная инфраструктура, — говорил в марте военный эксперт, а впоследствии координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук. — Понадобятся склады для хранения боеприпасов, хотя бы минимальные ремонтные мощности, защищенные и отлично функционирующие коммуникации».

Что касается кадров, то в июне кабинет министров Украины создал на базе Одесской национальной морской академии факультет военно-морских сил и отделение военной подготовки Мореходного колледжа. К тому моменту в Одессу из Севастополя перебрались 103 курсанта и 16 преподавателей, что составило 40% учащихся и 25% офицеров от полного состава академии. Планируется, что практику украинские курсанты будут проходить на кораблях НАТО. Но о дефиците квалифицированных военно-морских кадров на Украине эксперты говорили еще до крымского кризиса, и положение с тех пор вряд ли изменилось к лучшему.

В условиях жесткой финансовой экономии, нехватки кадров и запущенности флотской инфраструктуры у Украины, похоже, остался один выбор — отказаться от амбиций заиметь на Черном море флот, хоть издали сопоставимый с российским по боевой мощи, и, как в свое время Иран, сосредоточиться на создании «москитного флота», сделав ставку на ракетные, торпедные катера и прочие корабли малого тоннажа. И, возможно, сложившиеся, пусть и весьма печальные для Киева, обстоятельства приведут к появлению у украинских ВМС хоть какой-то доктрины. По крайней мере своей функции, прописанной в морской доктрине Украины от 2009 года — в части «обеспечения территориальной целостности» страны и «нерушимости ее государственной границы на море», в марте этого года ее флот не выполнил.

Петр Бологов

Источник: rusplt.ru

Author: admin

Добавить комментарий