Исполнилось пять лет со дня крушения поезда «Невский экспресс» в ноябре 2009 года. В результате теракта погибли 28 человек, более 130 было ранено. Непосредственные исполнители страшного преступления получили пожизненные сроки, организатор (Доку Умаров) уничтожен спецслужбами. Вопрос о том, почему теракт не был предотвращен, до сих пор остается открытым.
На Московский вокзал Северной столицы приходят люди с цветами. На глазах — слезы, в руках — свечки в память о погибших. Перед лицами — фотографии тех, кто пять лет назад стал жертвой нечеловеческой жестокости, глупой ненависти и безрассудства.
«Пять лет назад, 27 ноября 2009 года, в результате теракта произошло крушение поезда №166 ‘Невский экспресс’ сообщением Москва-Петербург. Погибли люди. Помним. Скорбим», — гласит надпись на мемориальной плите.
В Новгородской области поезд сошел с рельсов
Первые сообщения о том, что на границе Новгородской и Тверской областей сошел с рельсов поезд, пришли в районе 10 часов вечера 27 ноября. Автора этих строк, бывшего жителя Новгородчины, врасплох застала бегущая строка на Euronews, где сообщалось о железнодорожной катастрофе. Краткие выпуски новостей не вносили ясности о том, что же произошло на самом деле. Затем — десятки звонков родным и знакомым. Паника, страх… К счастью, все близкие живы, никто из них не был на том злополучном рейсе.
А новости продолжают приходить. Три часа после происшествия — становится известно о жертвах, но их точное число не называется. Еще двадцать минут — звучит цифра 10. Еще полчаса — уже 23 погибших, затем — 25. Скорбный список продолжает пополняться вплоть до января, когда в больнице умирает еще одна из пострадавших. Таким образом, общее число жертв трагедии составило 28 человек.
Пассажиры поезда №166 рассказывают газете «Смена», что перед катастрофой слышали хлопок, и это было очень похоже на теракт. При этом, по словам пассажиров, спасатели прибыли на место через полтора-два часа. Все это время люди находились одни, в лесу, в полной темноте. Первую помощь оказывали друг другу прямо на месте. Дело в том, что поезд №166 был взорван в труднодоступном районе на границе Тверской и Новгородской областей. Железная дорога там проходит по дну оврага, окруженного заболоченным лесом. Ближайший населенный пункт – маленькая деревушка Хмелевка. Учитывая то, что в дни непосредственно перед терактом шли проливные дожди, местность стала еще более труднопроходимой.
Ситуацию усложняло еще и то, что сошедшие с рельсов вагоны оказались в километре от основного состава, и чтобы найти поезд, приходилось блуждать по болоту. «То, что было в этих вагонах, это просто кровавое месиво», — вспоминали пассажиры.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявляет, что одна из возможных причин катастрофы — подрыв железнодорожного полотна неустановленным взрывным устройством.
Очередное крушение «Невского экспресса»: и снова теракт
Ситуация усугубляется тем, что эта авария — уже не первая в истории «Невского экспресса». За пару лет до трагедии скорый поезд потерпел аварию под Малой Вишерой. Причиной крушения стало заложенное на путях взрывное устройство. Жертв удалось избежать только благодаря удаче и находчивости машиниста. По подозрению в совершении теракта в октябре-декабре 2007 года были задержаны двое жителей Ингушетии: Макшарип Хидриев и Саламбек Дзахкиев. Они были приговорены к лишению свободы на срок 10 лет и 4 года в колониях строгого и общего режима соответственно, но одновременно оправданы по статье «терроризм».
Версия о подрыве «Невского экспресса» образца 2009 года находит свое подтверждение уже на следующий день после ЧП, когда на месте крушения находят элементы взрывного устройства. Глава ФСБ Александр Бортников сообщает, что причиной крушения «Невского экспресса» стал взрыв самодельного взрывного устройства мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте.
Несколько дней спустя приходит известие, которого ждали многие — боевики Доку Умарова берут на себя ответственность за подрыв скоростного поезда. Террористы заявляют, что специально выбрали тот состав, которым пользуются руководящие чиновники, а операция наряду с другими была спланирована еще летом. При этом организаторы теракта прибегли к характерной для боевиков Северного Кавказа тактике «двойного подрыва» — через 12 часов после крушения поезда, когда на месте работала следственная группа, сработало еще одно взрывное устройство.
Второй взрыв в Тверской области был направлен против следственной группы – СКП
3 декабря 2009 года Северо-Западное УВД на транспорте распространяет фотороботы четырех подозреваемых, составленные со слов свидетелей – жителей Тверской области. В поле зрения следствия попали двое мужчин европейской внешности, женщина и молодой человек кавказской наружности. Предположительно, именно они заложили на железнодорожном полотне и возле него два взрывных устройства.
Однако, сам теракт остается нераскрытым вплоть до марта 2010 года, когда из Федеральной службы безопасности приходит сообщение: «Подрыв поезда «Невский экспресс», осуществленный в ноябре 2009 году, раскрыт — к нему причастна бандгруппа Картоевых во главе с Саидом Бурятским».
Выяснилось, что идеолог террористического подполья на Северном Кавказе Александр Тихомиров, известный как Саид Бурятский, а также братья Картоевые были опознаны среди уничтоженных в результате спецоперации в Ингушетии боевиков. При этом, в одном из домовладений была обнаружена подпольная мастерская, в ходе осмотра которой правоохранители нашли вещественные доказательства, свидетельствующие о причастности бандгруппы Картоева к подрыву «Невского экспресса» в 2009 году. Несколько дней спустя Басманный суд Москвы санкционировал арест десяти террористов, девять из которых носят фамилию Картоев.
Рассмотрение по существу уголовного дела о подрыве «Невского экспресса» начинается 12 сентября 2009 года. Место действия — Тверской областной суд. Слушания проходят в закрытом режиме, поэтому узнать хоть какие-то подробности судебного процесса журналистам не представляется возможным. В пресс-службе суда автору этих строк лишь сообщают, когда состоится следующее заседание, но смысл от этого — практически нулевой. Люди в погонах хранят молчание.
Приговор по громкому делу Тверской областной суд вынес 22 мая 2012 года. Обвиняемые в итоге были приговорены на сроки от семи лет лишения свободы до пожизненного заключения. Пожизненно осуждены четверо — Зелимхан Аушев, а также Бислан, Мурад и Татархан Картоевы. В суде было установлено, что все подсудимые добровольно вступили в вооруженное формирование, входящее в террористическую организацию «Братья мусульмане», которое создал Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский. Он же и спланировал террористический акт.
Приговор по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2009 году вступил в законную силу
Стоит отметить, что не у всех осужденных судьба, если так конечно можно сказать, сложилась благополучно. Один из подрывников, Тархан Картоев, летом 2013 года умирает в колонии в Екатеринбурге. По данным УФСИН, после того как мужчине стало плохо, в течение примерно получаса ему проводились реанимационные мероприятия, однако спасти его жизнь не удалось. СК РФ отказывается возбуждать дело по факту смерти Картоева за отсутствием состава преступления.
Кажется, что в этом деле поставлена точка — виновные получили по заслугам, справедливость восторжествовала. Но некоторые родственники погибших, с которыми удалось побеседовать за все эти годы, отмечали, что не понимают, каким образом террористы смогли совершить злодеяние и почему спецслужбы не предотвратили теракт. Их слова можно понять, ведь еще в 2008 году в России вступил в силу Федеральный закон «О транспортной безопасности». Однако, он не смог предупредить ни подрыв «Невского экспресса», ни теракт в московском аэропорту Домодедово.
Теперь на вокзалах досматривают посетителей и пассажиров, везде стоят рамки металлоискателей, дежурят полицейские с собаками. Но события в Волгограде в конце 2014 года показали, что даже все эти действия не повысили безопасность в стране.
Илья Давлятчин
Источник: baltinfo.ru