Вдень вступления в должность президента 7 мая 2012 года Владимир Путин подписал одиннадцать указов, касающихся государственной политики в сфере здравоохранения, образования и науки, государственного управления, обеспечения межнационального согласия, области обороны и здравоохранения, внешнеполитического курса и демографической политики России. Особый интерес в обществе вызвал указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором говорилось о повышении к 2018 году размера реальной заработной платы отдельных работников бюджетной сферы в 1,4–1,5 раза. Попробуем подвести предварительные итоги.
Сейчас регионы России дружно рапортуют о выполнении президентских указов. Называются цифры высоких зарплат врачей и учителей. 4 октября на сайте Правительства РФ появилась информация: «В целом по России среднемесячная заработная плата врачей в первом полугодии 2014 года увеличилась по сравнению с первым полугодием 2013 года на 17% и составила 45 150 рублей». Однако сами врачи и учителя почему-то далеки от восторга. О том, за счет чего выполняются «майские указы» в регионах России, – сообщают наши корреспонденты в Ульяновске, Челябинске, Ижевске и Благовещенске.
Уровень средней зарплаты в здравоохранении Ульяновской области, по данным Роскомстата, примерно 30 тысяч рублей. Из чего же складывается эта сумма? Рассказывает врач областной больницы скорой помощи, депутат законодательного собрания Алексей Куринный:
«Если работать на двух ставках в стационаре со всеми доплатами – «ночные», за экстренность, за вредность и так далее, – то получатся те самые тридцать тысяч. Но молодые специалисты без стажа и категории даже на две ставки больше 14-15 тысяч заработать не могут».
Коллега Алексея Куринного, врач-невролог детской больницы Сергей Кудаков вынужден работать в четырех местах, в своей больнице принимает по 30-40 детей в день: «Мы испытываем дикий дефицит участковых педиатров, – сетует заведующая отделением детской городской поликлиники №2 Лариса Назарова. –Половина врачей – это пенсионеры».
Те же проблемы и у школьных учителей: «среднюю зарплату» по Ульяновской области может заработать только учитель высшей категории, с большим педагогическим стажем. А вот молодой учитель, только пришедший в школу, получит оклад в 6300 рублей. Чтобы зарабатывать хотя бы половину от средней по региону зарплаты – 22 тыс. рублей, ему придется брать две ставки. Это шесть уроков каждый день, то есть работа на износ.
Не лучше дело обстоит и в высшей школе. Молодой преподаватель юридического факультета Ульяновского педагогического университета рассказал, что его ставка ассистента – 5600 рублей, он ведет занятия с утра до вечера и зарабатывает при этом 7800 рублей. А ведь по данным Министерства образования и науки РФ, еще в 2012 году средняя зарплата в том же самом УлГПУ была 25 300 руб.Такая средняя зарплата получилась с учетом зарплат университетского руководства, которые во много раз превышают зарплату преподавателя.
В Челябинской области, по официальной информации, зарплаты медработников повысились на 26,4 процента, средняя заработная плата составила 20 380 рублей. Однако опытный участковый врач-педиатр, просившая не называть ее имени, рассказала, что базовая ставка осталась мизерной, а работы прибавилось: «Да, мы стали получать около 30 тысяч. Но базовый оклад у меня по-прежнему 5196 рублей. У молодых специалистов еще меньше. Дальше идут всякие надбавки: за стаж – 60 процентов, за категорию – 70. Но это же копейки. Плюс к этому – за совмещение, дежурства, интенсивность, уральские и т.д. Если примешь в месяц, к примеру, не 600, а 900 пациентов, тебе прибавят, но гроши. Прибавят также, если сидишь на приеме без медсестры. Работы теперь столько, что нам некогда пообедать. Вместо 12 человек в день принимаем по 40, а потом еще выезжаем по вызовам.
Коллега участкового педиатра – кардиолог, также попросившая не называть ее имени, – сказала, что зарплаты врачей сначала действительно выросли до 30-32 тысяч, но несколько месяцев назад стали снижаться: «Около года мы получали эти повышенные зарплаты, но на сегодняшний день они упали на 5-7 тысяч. Это у врачей. А медсестры получают вообще по 10-14 тысяч – и на это живут!»
Ижевские педиатры уже имеют опыт борьбы за свои права и выполнение «майских указов»: в 2013 году они устраивали «итальянскую» забастовку и голодовку протеста. Все это тогда привело к улучшению их положения, но сейчас дела опять плохи.
«Чтобы удержать ситуацию в условиях снижения государственного финансирования, – рассказывает врач-педиатр, сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие» Эллина Останина, – власти проводят «оптимизацию» здравоохранения, последствия которой мы уже ощутили. Коллеги рассказывают о сокращении в следующем году числа больничных коек в стационарах Ижевска. Сокращают хирургические и лор-койки. Где десять, где двадцать, а где и лор-отделение целиком».
Особенно Эллину Останину возмущают штрафы. «Страховые компании ведут себя грабительски, – говорит она. – Проверки бесконечные. Если что-то не так оформлено – сразу штраф. И при этом нас никто не спрашивает, какая в тот или иной день была нагрузка, сколько детей было принято, главное – оштрафовать! В прошлом году размер штрафов был от 1 до 7 тысяч на врача, то есть до четверти зарплаты. Сейчас формально наш рабочий день считается чуть меньше восьми часов, но прием детей ведем «до последнего», и каждый врач вынужден нести домой «бумажную» работу. Но главное, что мы по-прежнему можем уделить каждому больному ребенку не более пяти минут».
***
На Дальнем Востоке «майские указы» Путина исполнили, ликвидировав, в частности, должности санитарок и дворников. Фельдшеров и медицинских сестер в селах Амурской области обязали самих мыть полы, очищать ото льда крыльцо, подметать снег, а там, где нет центрального отопления, – еще и топить печку. Средняя зарплата выросла на 2-3 тысячи рублей в месяц.
Теперь, например, в селе Крестовоздвиженка на попечении одного фельдшера-дворника и одной медсестры-уборщицы находятся 1200 жителей, в числе которых около сотни инвалидов. Как рассказала медицинская сестра фельдшерско-акушерского пункта Елена Иванова, она теперь работает одна за двоих (скажем, фельдшер уехал на учебу), а перед приемом пациентов метет двор, после приема – моет полы.
Депутат Псковской областной думы Лев Шлосберг прокомментировал исполнение «майских указов» в интервью обозревателю Радио Свобода Михаилу Соколову:
– В Псковской области, как и во всей России, бюджетная система споткнулась о «майские указы» Путина. Их писал какой-то очень лукавый человек. Дело в том, что в этих указах использовано понятие «заработная плата» работников бюджетной сферы. Заработная плата – это сумма денег, которую получает человек при любой нагрузке, нагрузка никак не ограничивается. Если бы в этих указах стоял простой и понятный для бюджетного работника термин «оклад», то было бы понятно, о каком повышении заработной платы идет речь.
Учитывая то, что социально значимые специальности в бюджетной сфере – это работники здравоохранения, образования и культуры – их заработная плата оказалась привязана к средней заработной плате по экономике региона или к средней заработной плате по региону в зависимости от категории. Таким образом, перед всеми бюджетными системами, кроме буквально нескольких регионов-доноров, встала фактически неразрешимая проблема: как увеличить в полтора-два раза зарплаты работникам бюджетной сферы в разных регионах, не меняя сумму доходов бюджета.
И все регионы (а у нас из 89 субъектов федерации свыше 70 – регионы, испытывающие бюджетный дефицит) пошли одним и тем же путем: стали сокращать штатные расписания и увеличивать нагрузку. Появился совершенно безумный термин «эффективный контракт в бюджетной сфере». То есть если раньше была соковыжималка маленькая, то теперь соковыжималка абсолютная. Людей заставляют за те же самые деньги выполнять в полтора, иногда в два раза большую работу, но при этом из-за сокращения ставок в штатных расписаниях организаций на одного сотрудника приходится больший объем функций.
У нас сегодня в Псковской области средний коэффициент совмещения у врачей с высшим образованием приближается к двум, т. е. среднестатистический врач в Псковской области работает на две ставки. Ставка на человека с высшей квалификацией, высшей категории и стажем работы свыше 20 лет составляет всего 15 тысяч рублей. То есть для того, чтобы получать вот эти приснопамятные 30 тысяч рублей, нужно работать на 200 процентов каждый день, и это примерно 12-14-часовой рабочий день. И многие врачи именно так работают. Средний коэффициент совмещения по образованию находится на уровне 1,3-1,4. И сегодня учителя кем только ни работают у себя в организациях – и библиотекарями, и воспитателями в продленных группах, и даже уборщицами.
В сфере культуры сегодня самая распространенная ставка в Псковской области – это четверть ставки библиотекаря, полставки заведующего сельским домом культуры. То есть целая ставка в культуре, особенно в муниципальной сельской культуре, стала невиданным делом. Люди работают и живут за 0,25 и 0,5 ставки, то есть 2, 3, 4 тысячи рублей в месяц за ту же работу, за которую еще несколько лет назад они получали полную ставку. Таков результат «майских указов». Иными словами, более страшного удара по бюджетной системе за последние 15 лет не было нанесено.
– Началось ли слияние различных учреждений медицины, культуры, школ у вас в регионе?
– Этот процесс начнется одновременно с началом нового бюджетного года, и я думаю, что он будет лавинообразным. Скорее всего, это начнется в декабре и будет продолжаться весь первый квартал 2015 года. Поэтому я думаю, что будут очень серьезные общественные конфликты, и очень обидно еще при этом, что идет речь о незначительных деньгах. Это в пересчете на одно учебное заведение, допустим, такое, как школа искусств, до 2 миллионов рублей в год. Это не десятки миллионов. Тем не менее, когда нужно сократить расходы бюджета, в первую очередь сокращению подвергаются именно беззащитные бюджетополучатели. Это люди с уникальным образованием. Они либо остаются работать на рабских условиях, либо вообще уходят из профессии – идут на рынок, в торговлю, еще куда-то.
При этом я уверен, что мы увидим в 2015 году сохранение очень спорных экономических расходов, когда по государственным и муниципальным конкурсам будут разыгрываться тендеры на освоение всевозможных кластеров, экономических, политических и туда будут уходить сотни миллионов, а где-то и миллиарды рублей, которые с лихвой обеспечили бы бюджетную сферу как минимум на существующем уровне.
Более того, известно, что тем бюджетным организациям, которые так или иначе выживут, в частности, учреждениям образования, приказано сократить средний размер заработной платы на 10 процентов. Это делается в приказном порядке, и организации уже знают, что у них не будет, допустим, в том же объеме стимулирующего фонда, а для того чтобы сформировать доход человека, стимулирующий фонд имеет колоссальное значение. Его просто будут уничтожать.
– Получается, что хотели как лучше – помочь людям, а получилась катастрофа?
– Я не знаю, до какой степени при подписании «майских указов» хотели как лучше. Либо человек, который писал эти указы, не понимал смысла, что такое, в отличие от оклада, средняя заработная плата, либо человек, который подписывал эти указы, в этом ничего не понимает. Я не исключаю, что и первое, и второе, к сожалению, справедливо.
Сергей Гогин, Александр Валиев, Надежда Гладыш, Евгений Кузьмин, Михаил Соколов
Источник: svoboda.org