Все счастливые государства похожи друг на друга, каждое несчастливое – несчастливо по-своему. В кризис это осознаётся ещё более отчётливо. А насколько похожи кризисы друг на друга? Существует убеждение, что они одной породы.
Из тех финансовых бедствий, что памятны всем – кризис 2008 года. Его прогрессирование крайне любопытно. Начался он с сугубо американской проблемы: крах на внутреннем ипотечном рынке. Многим представлялось, что для иных экономических систем он не составляет угрозы. Вот и авторитетный специалист отрасли – господин Дмитриев, председатель Банка развития и внешнеэкономической деятельности, в материале для журнала «Эксперт» расставлял точки над «i»: «Россия оказалась относительно изолированной от финансового кризиса, который оказал лишь косвенное влияние через каналы сужения зарубежного кредитования».
Спустя полмесяца финансисты уже били в набат: стало быть, кризис ударил по нашей экономике. Упал приток капитала в страну, снизилась рентабельность бизнеса, сократилась внутренняя ликвидность. Ситуацию усугубляли ещё и сопутствующие обстоятельства: снизился доступ к кредитам Запада (им пользовались множество корпораций, банков – просто в силу существенно более низких ставок), начался скорый вывод капиталов с денежных рынков России. Последствия оказались сокрушительными. Внешняя задолженность корпораций и банков достигла умопомрачительных сумм (порядка пятисот миллиардов долларов). После этого начались лихорадочные дни на фондовых биржах.
Кризис 2014 года также наши видные деятели не прогнозировали. Более того, когда речь пошла о санкциях – было заявлено, что они помогут России. Сколь это соответствует действительности, кажется, уже ясно. Что до перечисленных выше признаков – есть основания полагать, что мы их увидим в действии в скором времени вновь.
В отличие от 2008 года, сегодняшнее ухудшение макроэкономической ситуации связано и с введением значительных ограничений на импорт и экспорт продуктов, снижение объёма инвестиций. Таким образом, как и при кризисе 2008, и в 2014 году страна не может защитить себя от внешнего влияния, хотя декларирует строго обратное.
Неустойчивость России, как и прежде, предопределена экономикой: в стране мало что производится, а основой источник федерального бюджета – доход от продажи природных ресурсов. Главным фактором, влияющим, например, на курс евро и доллара, является стабильность или нестабильность цен на нефть. Как у типичной страны, пребывающей пока что на задворках экономического развития. По сути – сырьевого придатка иностранных капиталистов.
Источник: konkretno.ru