В Москве не видят проблем для России в связи с очередной приостановкой поставок французских вертолетоносцев «Мистраль». «Это проблема Франции, у нас проблем нет, мы защищены контрактом, — заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. — Судебные процедуры, я думаю, не будут длительными, если вопрос не решится в соответствии с обязательствами, которые на себя взяла французская сторона».
Контракт, предусматривавший поставку Францией двух вертолетоносцев, был подписан в июне 2011 года. Сумма контракта составила 1,2 млрд евро. Первый вертолетоносец «Владивосток» должен был быть передан России в декабре 2014 года, второй, “Севастополь” — в ноябре 2015. Однако в связи с ситуацией, сложившейся вокруг Украины, 3 сентября 2014 года французские власти завили, что “условия для того, чтобы Франция одобрила поставку первого вертолетоносца, на сегодняшний день не сложились».
Прописанная в контракте на случай невыполнения заказа сумма неустойки может составить от 3 до 10 млрд евро, в зависимости от обстоятельств невыполнения французской стороной взятых на себя обязательств.
Член Совета Федерации Игорь Морозов считает, что Россия практически не понесет фактического урона из-за отказа Франции поставлять “Мистрали”: “Для российской стороны выиграть этот процесс не представит особых сложностей, потому что это был период очень конструктивного предметного сотрудничества в военно-технической сфере между Россией и Францией. С обеих сторон работали юристы. И этот контракт должен послужить основой дальнейшего сотрудничества и взаимодействия в ВТС”.
Эксперта предлагает извлечь уроки из этой ситуации: «Урок первый – Франция ненадежный партнер, ее руководство полностью зависимо от США. Американцы уже давно сформировали для себя стратегию глобального превосходства и продолжают реализовывать ее, в том числе на территории Европы. Франция находится полностью в этой реализации этого проекта США”.
Второй урок, по мнению Морозова, заключается в следующем: «“Мистрали” не являются стратегическим, ключевым элементом развития военно-морского флота РФ. Если нам нужно будет развивать международное военное сотрудничество, то это может быть Китай или Сингапур».
Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко проанализировал причины, побудившие Россию заказать “Мистрали” у Франции: “Решение было принято под влиянием двух обстоятельств. Во-первых, в начале 2011 года произошло обострение отношений с Японией, и под возможную ситуацию на Дальнем Востоке закупались “Мистрали”. Во-вторых, это было политическое решение президента Медведева — развивать военно-техническое сотрудничество со странами Западной Европы, прежде всего с Францией».
За этим, по мнению Фененко, скрывается проблема российско-французских отношений: «Начиная с 1960-х, с момента, когда у власти укрепился Шарль де Голль, Франция всегда играла для России особую роль. Россия рассматривала Францию как страну с независимым военным потенциалом, как страну, проводящую независимую оборонную и внешнюю политику, которая может в случае необходимости конфликтовать даже с США. Франция всегда занимала особое положение среди других стран Западной Европы из-за независимости своей политики, в том числе и в отношении России. Президент Жак Ширак не боялся пригрозить американцам вето в Совете Безопасности ООН по иракской проблеме. В СССР, а затем и в России видела Франции как некоего посредника в отношениях с американцами. Еще со времен Шарля де Голля сложилось система, при которой, если возникала проблема с американцам, к делу подключалась Франция, выступая посредником, который помогал найти необходимое урегулирование конфликта. Так было и во время недавних споров вокруг расширения НАТО, и, во многом, в югославской проблеме — все это решалось благодаря французской стороне, которая может проводить особую, независимую от США политику и обладает независимым от США потенциалом. Теперь для России эта роль Франции пала».
Фененко думает, что это наиболее неприятный для момент как для России, так и для Франции, которая ранее выступала посредником между двумя ядерными сверхдержавами: «Если Франция отказывается от этой роли, то получается, что и для России, и для Китая, и для многих других она становится обычной страной НАТО. Выгодно ли это Франции — большой вопрос”.
Источник: vestikavkaza.ru