«Южный газовый коридор», инициатором которого является Азербайджан, получил накануне новое и весьма неожиданное признание. Россия заявила об отказе от газопровода «Южный поток» и вывода своего газа в Турцию и далее по суше — в Европу. То есть, по тому самому маршруту, по которому Азербайджан будет поставлять газ с месторождения «Шах Дениз». И если долгие годы о значимости этого коридора говорили в Азербайджане, Европе, США и даже на восточном берегу Каспия, то заявление России было несколько неожиданным.
Неожиданность заключается в том, что «Южный газовый коридор» был необходим Европе для уменьшения зависимости от российского газа.
Однако, если Азербайджан уже обеспечил маршрут поставок и начинает вместе с партнерами создавать инфраструктуру, в которую в том числе входят газопроводы TANAP и TAP, то России весь этот процесс только предстоит. И это — при условии согласия Европы, которая фактически и «завернула» «Южный поток».
Даже если Россия получит доступ к газопроводу TAP, он сможет обеспечить только пятую часть газа (из около 50 миллиардов кубометров в год), который эта страна намерена поставить на границу Турции и Греции.
Таким образом, пока реально российский газ может рассчитывать только на греческий рынок. Однако рынок этой страны очень мал. В 2013 году объемы потребления газа в Греции составили всего 3,6 миллиарда кубометров.
Интересы Азербайджана и России уже сталкивались на греческом рынке. Национальные компании обеих стран — SOCAR и «Газпром» — конкурировали за право приобретения греческого газотранспортного оператора DESFA. И победителем из этой гонки вышла азербайджанская компания. Однако сегодня Еврокомиссия несколько затягивает процедуру согласования этой сделки. Выгодно ли Евросоюзу тянуть с этим процессом, решать ему. Но Россия, так или иначе, пытается подобраться к европейскому рынку, и Брюсселю пора продемонстрировать более решительную позицию, в частности и в вопросе решения по DESFA.
Южная и Восточная Европа — одно из самых интересных направлений для поставщиков голубого топлива. Из-за большого количества стран и относительно небольших объемов потребления (а иногда и отсутствия инфраструктуры) этот рынок является привлекательным для производителей.
Сегодня последним препятствием для российской газовой экспансии на юг Европы может стать Греция. В Южной Европе уже пересекаются интересы производителей из различных регионов. Необходимо также учитывать, что поставлять газ в этом направлении планирует и Израиль.
Однако, несмотря ни на что, наиболее реальным (с утвержденными и уже реализующимися проектами, получившими одобрение всех инстанций и прошедшими сложный процесс получения экологических заключений) является «Южный газовый коридор», инициатором которого являются Азербайджан и его партнеры. В принципе, получив доступ на европейский рынок, Азербайджан и его партнеры могут заняться распределением газа третьих сторон.
Айнур Гасымова
Источник: inosmi.ru