Экономическая ситуация в стране будет одной из ключевых тем в Послании президента России Федеральному собранию. Проекты бюджетов на 2015 год во многих российских регионах не внушают оптимизма. Экономические проблемы накапливаются, и свет в конце тоннеля пока не виден. «Лента.ру» проанализировала ситуацию в пяти регионах Северо-Западного федерального округа.
Бери, сколько можно
Раньше бюджетные проблемы Псковской области решались просто — кредитами. При 20-миллиардных доходах каждый год начиная с 2011-го госдолг региона увеличивался на 3-4 миллиарда. При такой динамике к концу 2014-го он должен был сравняться с доходами. Превышать этот уровень не позволяет Бюджетный кодекс. Из самых безболезненных санкций за нарушение кодекса — запрет на бюджетные кредиты. Также обсуждался вариант отправлять в отставку губернаторов таких регионов.
Весной текущего года оппозиционный депутат Лев Шлосберг обвинил местные власти в бессилии перед социально-экономическими проблемами области. По иронии судьбы, именно после этого госдолг региона сократился с 11,5 миллиардов рублей по состоянию на 1 апреля 2014 года до 9,8 миллиарда рублей к 1 сентября, в канун губернаторских выборов. Впрочем, в ноябре выяснилось, что объявлен тендер на очередные заимствования на общую сумму 1,5 миллиарда рублей.
Осенью, уже после дня голосования, правительство региона сообщило об оптимизации бюджетной сферы. Планируется объединить социальные учреждения на селе. Нынешние детсады и сельские школы превратятся в филиалы школ из райцентра. Это же касается здравоохранения — задумано создать «медицинские округа», объединяющие по несколько районов. У соцзащиты будет всего два головных офиса — в Пскове и Великих Луках, а не в каждом районе, как сейчас. Предложено объединить и культуру: к примеру, в Пскове в одну структуру хотят слить драматический театр, центр народной культуры и филармонию.
Лев Шлосберг Фото: личная страница Льва Шлосберга «Вконтакте»
Эти инновации в регионе восприняли весьма болезненно. Так же как и проект по объединению сельских поселений Псковской области — волостей. Тот же Лев Шлосберг доказывает, что делать этого по предложенной модели нельзя. «Столь беспрецедентное объединение не учитывает интересов тысяч людей. Там нет дорог. Если мы станем так действовать — останемся без поселений, без районов и без людей. В подобных условиях могут жить только дачники», — заявил он на сессии областного парламента
На последующие годы запланировано снижение доходов бюджета. Андрей Турчак объясняет это влиянием санкций, что далеко не так: достаточно ознакомиться с бюджетами предыдущих лет, в которых давался прогноз на годы вперед — и явно не в расчете на конфронтацию с западными странами.
Почетные оптимизаторы
Новгородская область год назад «просела» на 800 миллионов по доходам, что отчасти компенсировалось федеральными дотациями. В 2015-м регион намерен вернуться на уровень двухлетней давности — за прошедшее время власти успели провести кое-какую оптимизацию.
Например, в системе здравоохранения. Были созданы медицинские больничные центры — именно на них равняются в соседней Псковской области, говоря о «медицинских округах». Новгородские власти сэкономили на этом 130 миллионов рублей, которые, как уверяют, остались внутри отрасли.
Другое направление оптимизации — укрупнение сельских поселений. Всего в Новгородской области число муниципалитетов уменьшилось с 221 до 149, что также дало бюджету некоторую экономию.
Немаловажно, что в Новгородской области не так остра ситуация с госдолгом, как в Псковской. Потолка он пока не достиг, а с 2016 года его планируют сокращать.
Олег Кувшинников Фото: официальный сайт Олега Кувшинникова Жесткая экономия
Вологодская область попала в бюджетный кризис в конце 2011-го, полгода-год потребовалось на принятие первоочередных мер. Тогда «Северсталь» серьезно потеряла в весе на международных рынках, резко сократив платежи по налогу на прибыль. Надо сказать, что в предыдущие «тучные годы» областная власть весьма щедро помогала сельхозпроизводителям. Когда же «под нож» пошли именно эти статьи, предприятия оказались не способны оплачивать кредиты. В итоге долги за них пришлось отдавать региону. Оптимизировали и социалку, но не в такой степени, как это задумано в Псковской области: все-таки Вологодская область — регион побогаче.
Летом этого года, во время предвыборной кампании, губернатор Олег Кувшинников объявил о завершении своей антикризисной программы — дескать, впереди теперь только рост. Но уже осенью из уст областных чиновников прозвучал термин «жесткая экономия», который региональные руководители обычно не произносят. Под этим понимается резкое сокращение социальных расходов, оптимизация социальных учреждений бюджетной сферы, отказ от различных льгот и выплат. Причем у региона есть соглашение с Минфином, предполагающее бездефицитность бюджета. В итоге доходы проекта бюджета приравняли к расходам. По условиям соглашения, к 1 января 2017 года сумма банковских кредитов должна уменьшиться до 50 процентов от собственных доходов.
«Политика жесткой экономии проводится в России с середины 2012-го, но до разных регионов она дошла в разное время и в разной форме. Как раз Вологодская область была одной из первых. Потребовалось еще полтора-два года, чтобы это признали открыто», — отмечает политолог Борис Кагарлицкий.
Проблема на западе
Один из самых проблемных регионов с точки зрения наполнения регионального бюджета — Калининградская область, сильно зависящая от трансграничной торговли. По разным оценкам, ущерб местного бизнеса от введенных в августе санкций перевалил за 100 миллионов долларов. Другое дело, что не так много импортных товарных позиций имеют серьезную долю на рынке региона: в основном это овощи и фрукты, в том числе те самые польские яблоки. А вот на молочную продукцию из-за рубежа приходилось не более трех процентов.
Год назад на 2015-й прогнозировали собственный доход в 28,7 миллиарда рублей. В нынешнем проекте — более чем на миллиард меньше. Но бюджеты обычно планируют по показателям первого полугодия, и какой будет реальность, еще неизвестно.
Недоимка по налогам за первые 10 месяцев в Калининградской области достигла 1,5 миллиарда рублей. Если санкции и виноваты в этом, то весьма косвенно. Более трети этой суммы — транспортный налог. В то же время несколько большую сумму налоговики дополнительно взыскали по налогу на прибыль — после проверок. В любом случае, пока не закончится год, вряд ли станет ясно, как именно повлияли на западный российский эксклав санкции.
Калининград Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости Стоп, машина
Главная беда Карелии в том, что все более или менее работающие предприятия вошли в состав консолидированных финансово-промышленных групп и теперь платят налоги далеко за пределами республики. Поэтому параметры бюджета республики фактически не растут. Конечно, они понемногу увеличиваются, но в пределах статистической погрешности.
Если год назад Законодательное собрание Карельской области устроило демарш по поводу финансового плана на 2014-й, то теперь проект принят в первом чтении без какого-либо сопротивления со стороны парламентариев. Видимо, они смирились с положением дел.
Да и не только они. Министр экономического развития Валентин Чмиль еще полтора года назад назвал регион «социальным эксклавом» и «республикой-промежутком», имея в виду именно инвестиционные перспективы области. С тех пор мало что изменилось.
Основная забота многих регионов — вообще работоспособность предприятий. Причем не важно, кто собственник и куда уходит основной доход с их деятельности. Региональные власти рады хоть каким-то бюджетным поступлениям.
Выход региональной экономики из затяжного спада не прогнозировался и до санкций. Рано или поздно все регионы придут к политике жесткой экономии. Избежать этого удастся разве что обеим российским столицам и сырьевым субъектам федерации, но таковых меньшинство. Впереди еще более трудные времена.
Владимир Пешков
Источник: lenta.ru