В российских школах стартовали выпускные экзамены. 3 декабря впервые за пять лет одиннадцатиклассники писали итоговое сочинение. В народе его уже окрестили «президентским» — год назад в послании к федеральному собранию Владимир Путин поручил вернуть сочинение в школы. Предполагается, что оно станет допуском к Единому государственному экзамену. Для получения аттестата о среднем образовании достаточно заработать «зачет». Оценивать будут не столько грамотность, сколько суть написанного. Между тем эксперты опасаются, что сочинение может стать способом оценки лояльности государству.

Школьный экзамен длился почти четыре часа. В отличие от ЕГЭ, который проходит в «чужих» школах, сочинение дети писали в родных классах и даже могли пользоваться орфографическими словарями.

На выбор было предложено пять тем, которые огласили за 15 минут до начала экзамена. Для каждого часового пояса — свои варианты.

В Москве детей просили порассуждать о том, чем творчество Михаила Лермонтова может быть интересно современному читателю. Вторую тему формулировала стихотворная строчка поэтессы Юлии Друниной «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Третья — «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс»; четвертая — «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?», и пятая — «Что важнее: любить или быть любимым?».

Формулировали и утверждали темы эксперты Рособрнадзора и специально созданный Совет по вопросам проведения итогового сочинения.

— Эксперты сознательно старались, чтобы темы не были узконаправленными, не опирались на какие-то конкретные произведения, — пояснил «Ленте.ру» доцент факультета филологии Высшей школы экономики Михаил Павловец, входивший в рабочую группу Минобрнауки. — Главная цель — научить школьников самостоятельности. Выпускники должны на свой вкус подобрать литературные произведения, на которые будут опираться в работах. Причем совсем необязательно из школьной программы. Важно понять, что итоговое сочинение — это не экзамен по литературе, не тест на знание каких-то конкретных текстов. Сочинение проверит, насколько человек умеет формулировать мысли, обращаться за доказательством своих тезисов и к жизненным материалам, и к литературным примерам. Видимо, в перспективе сочинение будет касаться не только литературы. Подразумевается, что в будущем круг тем может существенно расшириться. Почему бы, скажем, не появиться сочинениям по биологии, истории, физике?

В то же время разработчики опасаются, что замыслы Минобрнауки в регионах могли не совсем верно истолковать. В профессиональных педагогических соцсетях все это время шли горячие диспуты о том, какую литературу приемлемо использовать детям на экзаменах. В некоторых регионах учителя на всякий случай рекомендовали детям ориентироваться на книги из школьного списка.

— Я общалась с учителями из регионов. Многим страшно, так как ничего непонятно, — подтверждает преподаватель русского языка и литературы Центра образования №57 Надежда Шапиро. — И тоскливо, потому что это очень большая дополнительная нагрузка. И все на тех же словесников. Хотя и говорят, что это экзамен не по литературе, но ведь понятно, что ни физики, ни географы, ни математики руку к этому сочинению не приложат. Как скажутся результаты на дальнейшей жизни — совершенно не ясно. Все будет зависеть от того, что из этого сделают какие-то начальники. Единственный положительный смысл — если новый экзамен закрепится, это послужит сигналом для всех учителей литературы, что надо учить детей писать сочинения. Когда у нас литература исчезла из обязательных экзаменов, кто-то решил, что это можно не делать. Но появится и оборотная сторона. Если начнут натаскивать, это грозит превратиться в еще один экзамен по русскому.

Выпускники перед началом сдачи ЕГЭ Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Согласно рекомендациям Рособрнадзора, на проверку сочинений отводится неделя. Но, по словам пресс-секретаря ведомства Сергея Шатунова, некоторые регионы планируют огласить результаты уже через 2-3 дня. Оценивать сочинения будут учителя тех же школ, в которых проходят экзамены.

Для получения «зачета» достаточно, чтобы школьное сочинение соответствовало хотя бы двум из пяти критериев: соответствовало теме, было аргументированно, имело достаточное количество отсылок к литературным произведениям и было написано грамотным литературным языком. Даже на ошибки организаторы отчасти решили закрыть глаза: допускается 5 ошибок на 100 слов. Те, кто не справится с заданием, в феврале либо в мае смогут пройти пересдачу.

Впрочем, у педагогов есть ряд нареканий к критериям оценок. По словам преподавателя литературы московской школы №1539 Льва Айзермана, некоторые нормы сформулированы неясно, что может сказаться на результате. К примеру, в документах Рособрнадзора подчеркивается, что объем сочинения должен быть не менее 250 слов. В противном случае — «незачет». И тут же стоит фраза, что рекомендуемый объем — 350 слов. «Это какая-то непродуманность, рождающая путаницу, — возмущается заслуженный учитель. — Даже в Москве сейчас идут споры, на какой же вариант ориентироваться».

Другая претензия филологов — новый экзамен потенциально «коррупционноемкий». Выпускникам дано право прилагать свои эссе к пакету документов для поступления в высшие учебные заведения. Вуз может за это добавить абитуриентам до 10 баллов при поступлении. Но оценивать работы институты будут самостоятельно и по собственным правилам.

— При всех недостатках системы ЕГЭ у нее есть один плюс, — поясняет Лев Айзерман. — Это стремление к единообразию. К ученику в Москве, Воронеже и на Камчатке один подход. А тут получается абсолютный хаос. Сочинения отсканируют, потом каждый вуз их оценит. Как они будут это делать — не ясно до сих пор. Филфак университета, где существуют литературоведы — это одно. Медуниверситет или мясомолочный институт — другое. Тут же вдруг окажется, что у кого-то в вуз поступает племянник. Почему бы ему не накинуть баллов? Сертификат по ЕГЭ подделать нельзя. А оценку работы, которую никто не видел, — запросто. Даже если вузам и спустят сверху нормы оценок, там, опять же, появятся общие фразы: тема должна быть раскрыта и т.д. Но я, например, могу про любую вашу статью сказать, что тема там не раскрыта. Это все вкусовщина.

— Повлияет ли возвращение сочинения в экзаменационный набор на качество обучения? Чиновники надеются, что сочинение будет стимулировать ребят больше читать, рассуждать, излагать свои мысли на бумаге.

— Сочинение — это часть преподавания. Если вы на уроках объясняете, а дети запоминают, то не может быть, чтобы в сочинении они размышляли. Лет восемь-девять назад мои восьмиклассники первый раз сдавали по желанию экзамен по литературе. Директор мне тогда сказал, что школа может сама определить тему экзамена. И спрашивает: «Что посоветуете?» Я говорю, тему назову завтра. Но мы не будем проверять, что они читали. Мы проверим, что они поняли. На экзамене мы раздали детям листки с надписями: «Я — Гамлет…» Александр Блока и «Диалог Гамлета с совестью» Марины Цветаевой. Вопрос был один: чем Гамлет Блока отличается от Гамлета Цветаевой? И факультативно, по желанию, можно было ответить, какой из этих Гамлетов ближе к шекспировскому. Это принципиально иной подход к экзамену, который как раз стимулирует мыслить. Но тут нужен и другой подход к образованию. Чтобы дети могли рассуждать, их нужно учить годами. Целый год мы обсуждали один вопрос: каким должно быть экзаменационное сочинение. То есть мы обсуждали проблему строительства крыши в доме, где нет ни стен, ни фундамента. Вот в чем проблема. Решается задача, которая не фундаментальна, не первична. Ну ввели экзамен. И что? Задача Минобранауки тут одна — отрапортовать, что все нормально, все в порядке, все дети умеют писать сочинения. А больше никого ничего не волнует.

Однако доцент факультета филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец с коллегой не согласен. По его словам, сочинение — положительный процесс. А ошибки при запуске чего-то нового обычно всегда неизбежны. Главное — вовремя их заметить и ликвидировать.

— Если не двигаться, не развивать это направление, мы так и останемся на месте и будем погружаться в болото, — заключает он. — Многие склонны воспринимать это сочинение как форму письменного выражения лояльности государству и прославление его в любой форме. Но, опять же, все зависит от учителей, которые готовят ребят. От тех, кто его проверяет. Зависит также от самих ребят: готовы ли они угадывать в этих сочинениях мнения тех, кто влияет на будущее, и стараться им угодить, либо им будет интересно самим размышлять, формировать свои точки зрения. Это также зависит и от общества. Школа — его часть. И школа не может в одиночку противостоять двоемыслию и лицемерию, которые в обществе сейчас становятся трендом. Если общество поддержит учителей в том, чтобы растить свободных граждан, то и у учителей появится достаточный ресурс, чтобы учить подопечных не лгать, не лицемерить, а мыслить и говорить свободно.

 

Наталья Гранина

Источник: lenta.ru


Читайте также:

Добавить комментарий