В конце ноября президент России подписал федеральный закон №364, расширяющий область действия печально известного «антипиратского закона» 187-ФЗ. В свое время 187-ФЗ, вступивший в силу в июле прошлого года, вызвал широкий общественный резонанс, а в интернет-комментариях оброс целым ворохом нелицеприятных эпитетов: фразы наподобие «русская SOPA» или «первый гвоздь в крышку гроба рунета» на фоне остального букета отличались редкостной терпимостью — интернет дело такое, тут могут и покрепче сказать.

И пессимистические ожидания пользователей оправдались: с момента вступления в силу (1 августа 2013 года) 187-ФЗ существовать в Сети стало намного интересней, но менее удобно. Например, блокировкам подвергся кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию», а также ряд других культовых кинопроизведений советской эпохи. Конечно, это далеко не весь перечень жертв «антипиратского закона», однако как данный ФЗ может регулировать показ кинокартин, созданных в другом государстве, да еще и при финансовой поддержке граждан того государства, остается для многих загадкой до сих пор.

В ответ так называемые сетевые пираты перешли на новый уровень виртуальной игры в кошки-мышки с Роскомнадзором. Далеко не все ресурсы покорно соглашались выполнить требования исполнительного органа и уходили в интернет-подполье, многие успешно вещают оттуда и поныне.

И вот — «обратка»: новый федеральный закон (№364) призван укрепить роль государства в этой войне, серьезно расширяя полномочия, которыми наделил контрольные органы уже хорошо знакомый нам 187-ФЗ.

С 1 мая 2015 года под защиту авторского права в Сети подпадает любой продукт интеллектуальной деятельности, за исключением фотографий. Будь то музыка, книга, статья, видеоролик — если вы разместили на своем ресурсе этот контент без разрешения правообладателя, то не удивляйтесь, если вас заблокируют. Еще одно главное новшество закона — возможность перманентной блокировки особо злостных нарушителей. А в случае выигрыша правообладателем двух судебных процессов владельцы проигравших сайтов могут навечно попрощаться с ресурсом в «легальном» пространстве интернета.

Однако механизм реализации требований закона, несмотря на все «усовершенствования», по-прежнему не определен. И это на фоне достаточно большого количества уже имеющихся случаев блокировки того или иного ресурса до получения уведомления о необходимости убрать спорный контент. Мало того, многие ресурсы, заблокированные якобы на 15 положенных дней, вынуждены «сидеть» в недоступности для пользователей гораздо дольше отведенного законом срока. И это не говоря о том, что в связи с общими недоработками системы в список заблокированных зачастую попадают вполне благонадежные ресурсы, администраторы которых даже и не помышляли поднять виртуальный «веселый Роджер».

Подобные случаи — далеко не редкость и не частность, что подтверждает представитель проекта «РосКомСвобода» Артем Козлюк: «Если говорить именно о 187-ФЗ («антипиратский закон»), то решение по внесению интернет-ресурсов под блокировку принимает не Роскомнадзор, а Мосгорсуд. Чем при этом руководствуются судьи, мне неизвестно, но в подавляющем большинстве случаев они выносят положительные решения по ограничению доступа к сайтам. Зачастую сроки таких мер по блокировке нарушаются: по факту интернет-ресурсы находятся под ограничением доступа месяцами. Все потому, что не разработан корректный механизм исключения сайтов из-под таких обеспечительных мер. Роскомнадзор выгружает операторам связи не только непосредственно саму страницу, на которой находится запрещенный или нелегальный контент, но и весь домен и IP-адрес, на котором он расположен. Те операторы связи, кто не имеет технической возможности блокировать постранично, блокируют IP-адрес целиком, подвергая неправомерному ограничению доступа тысячи добропорядочных интернет-ресурсов. Но вина за это в большей степени лежит именно на тех, кто разработал и внедрил подобные законодательные акты».

В этой ситуации заявления чиновников о радужных перспективах развития IT-отрасли или повышении качества и доступности образования на территории России, воспринимаются как минимум с недоумением. Еще год назад пользователи, стремившиеся посмотреть ту или иную кинокартину, сталкивались с дилеммой: «Скачать нельзя, а купить негде». Теперь история повторяется — теперь уже с интернет-библиотеками: их либо закрывают, либо подвергают травле, и в дальнейшем подобные ресурсы вынуждены переходить систему монетизации — порой невыгодную, так как никогда под нее не были рассчитаны ранее.

Точку зрения многих пользователей рунета обобщает член штаба «Пиратской партии России» Павел Рассудов: «В первую очередь власти должны заботиться не о том, как заработать кому-то на еще более шикарную жизнь, а о том, как сделать учебники и книги для детей бесплатными. И прежде чем заниматься лоббированием интересов Голливуда и попсы, надо вернуть российское и советское культурное наследие истинным правообладателям — гражданам РФ, наследникам СССР. Пока же я вижу, что вместо этого власти закрывают интернет-библиотеки, торрент-трекеры и файлообменники. Печально, что данный закон уходит от изначальной миссии авторского права — поддержки авторов. Вместо этого он направлен на поддержку правообладателей, торговцев творчеством авторов. Конечно, от данного закона пострадает инди-культура, авторы, которые творят не ради денег, а ради счастья творчества, и выкладывают свои произведения на ресурсах, которые будут заблокированы. Это выгодно только узкой прослойке официозных режиссеров, попсовым певцам и прочим вечным подписантам писем президенту. К тому же следует сократить срок действия авторских прав до разумных 3–5 лет с момента публикации произведения, а не как сейчас — 70 лет после смерти автора. Только при поиске баланса прав в треугольнике читатели–авторы–правообладатели можно рассчитывать на уважение законов об авторском праве, которые сегодня глубоко несправедливы».

До вступления нового закона в силу еще есть время, и многое может измениться (в какую сторону — увидим). Пока же приходится лишь с сожалением наблюдать, как чиновники пытаются урегулировать то, чего не в силах понять, —  механику работы. И потому пользователям остается только застыть в ожидании финальной точки в судьбе, например, популярной соцсети «ВКонтакте». И далеко не все готовы просто так расстаться с любимой музыкой, фильмами и сериалами: одно дело — непотопляемые торренты, другое — гигантское виртуальное сообщество.

Сергей Щербаков

Источник: novayagazeta.ru


Читайте также:

Добавить комментарий