Вначале 90-х в Беларуси и России принципы хозяйствования пошли по разным путям развития. Если в России, пришедшие к власти либералы бросили страну на волны дикого рынка, раздав всю промышленность и недра самым верным адептам либерализма.
То в Беларуси власть взяла под контроль производственный и сельскохозяйственный сектора экономики. Маленькая страна без выхода к морю и без изобилия природных ресурсов не могла себе позволить плодить олигархов и покупать на народные деньги английские футбольные клубы и экспериментировать в Куршавелях с Ё-мобилями.
Сегодня, агропромышленный комплекс Беларуси не только обеспечивает белорусов качественными продуктами, но и производит весь комплекс технологического оборудования для его переработки. Практически столько же продовольствия, сколько потребляет страна, продается за рубежом. Таким образом, достигнута продовольственная безопасность государства, а это гарантирует населению выживание в любых самых экстремальных условиях современной действительности.
Россия пошла по другому пути, доверив продовольственную безопасность законам рынка, а точнее поставив выгоду и прибыль выше, чем безопасность народа. Международные сетевые компании контролируют продовольственный рынок России, имеют свою логистику, завязанную на поставки продовольствия из-за границы. Местный производитель, задавленный кредитной удавкой ЦБ РФ, самоотверженно сражается за каждую полку у сетевых монстров.
Так иностранный частный бизнес, который до сих пор лелеют в правительстве России, оставил россиян без собственных продуктов питания, а в коридорах правительства по-хозяйски себя чувствуют представители западных сетевых компаний. Как они лоббируют интересы своих заграничных хозяев, зная уровень российской коррупции, остается только догадываться.
Казалось бы, россияне и белорусы просто обречены на то, чтобы всегда быть вместе. Наши страны объединяет общая история, общая вера и общий язык, ведь ни в одной из стран СНГ русский язык не используется так широко и не является одним из государственных, как в Беларуси. Кроме того, российские и белорусские экономические организмы связаны тысячами «капилляров и сосудов», тут уж как говориться, если увязнет ноготок, всей птичке конец. Не стоит забывать также и о том, что Беларусь для России остается не только верным союзником, но и военным форпостом, ведь имея одну из самых мощных армий в Восточной Европе, она размещает также на своей территории стратегические объекты Вооруженных сил РФ.
Однако, несмотря на такую общность интересов, вся история Союза Беларуси и России — это череда скандалов и ссор. Порою складывается впечатление, что все прошедшие за последние годы «сахарные», «газовые», «нефтяные», «молочные», а теперь еще и транзитные «войны» — это не столько своеобразная проверка на прочность, сколько очередной этап целенаправленной политики Кремля в отношении Беларуси. То есть, вооружившись символическими «пробными шпильками» в виде «молочных» либо «транзитных» войн, Кремль поступательно и очень осторожно прощупывает схемы поведения белорусских чиновников и особенности реакции представителей белорусских властей.
Отслеживая хронологию союзных взаимоотношений, приходишь к неутешительному выводу: на фоне радужных перспектив и взаимовыгодных соглашений, а также обещаний породниться окончательно и бесповоротно, регулярно наблюдалось определенное количество взаимных обид и придирок.
Вначале Путин отделял «мух от котлет» отсекая, таким образом, белорусские предложения на равноправные отношения, а Медведев запрещал «Газпрому» брать в оплату долга что-либо, кроме денег, в достаточно оскорбительной манере обозначая, что мол «ни пироги, ни масло, ни сыр, ни блины» РФ не устроят.
Президент Беларуси, в свою очередь, резко пресекал подобную кулинарную риторику, заявляя, что: «Когда нас начинают унижать не то котлетами, не то колбасой, не то маслом и блинами, — мы это воспринимаем как оскорбление белорусского народа. Так не подобает вести себя президенту, в том числе соседнего союзного государства».
Однако подобные тенденции в политике Кремля по отношению к Беларуси, продолжали набирать обороты, повторяясь из года в год, оформившись со временем в настоящие торговые войны, когда желание передела сфер интересов и получение активов по сниженной стоимости, превратилось в форму рейдерского захвата с использованием административного аппарата и других возможностей РФ.
Ярким примером является ситуация с сахаром. Эшелоны с ним из Беларуси остановили на границе прямо перед Новым годом. Остановили просто так, ничего не обнаружили, кроме собственно самого сахара, но для белорусских производителей, дабы им неповадно было перевозить сахар аж в 550 вагонах, ввели так называемый «профиль риска». После чего в РФ заявили, что рассчитывают на введение добровольных ограничений на экспорт сахара из РБ. Вслед за этим, как в дешевом фарсе, в Беларусь «выдвинулись ходоки» с предложением купить сахаропроизводящие предприятия. И это притом, что все эти заводы ранее были модернизированы самими белорусами. Тем не менее, естественно, в такой ситуации на Беларусь было легче давить — ведь на тот момент предприятия РБ терпели убытки.
Точно такая же ситуация была и с молоком. Тогда министр сельского хозяйства РФ на голубом глазу заявил, что в России есть компании, которые не прочь купить 12 белорусских производств. После того, как от белорусской стороны прозвучал категорический отказ, незамедлительно разлились «молочные войны».
Затем начались газовые баталии. Угрозы и запугивания РФ по поводу повышения цен на газ, благополучно сдулись аккурат перед боем новогодних курантов. В этой «войне» также все прозрачно и доступно для общего понимания: просто был расчет, что после того, как повысят цену на газ, Беларусь «ляжет» и ее можно будет спокойно, не торопясь, оптом скупить. К тому же в понимании российских новорушей, Беларусь — это такой «инкубатор» для легализации новых олигархов, которых в идеале должны «высиживать» сами белорусы, модернизируя предприятия, попавшие в сферу интересов некоторой категории граждан РФ. Что ж поделать, есть аппетиты у господ в России в отношении: «Белкалия», БМЗ, «Белаза», «Нафтана» и целого ряда других производств. Но социально ответственных олигархов не существует в природе. И газ, а также сахар, молоко и мясо им в РБ не в помощь…
И вот сегодня, всех белорусов настойчиво преследует ощущение дежавю. Очередная экономическая «война», в очередной раз с Россией, в череде новогодних праздников. На сей раз Беларусь «провинилась» перед Кремлем тем, что по своему территориальному расположению, является транзитной республикой.
Напомним, что на прошлой неделе Россельхознадзор ввел запрет на поставку продовольствия с 23 предприятий Беларуси, обосновав это решение якобы обнаружением в белорусской продукции генома вируса АЧС, микробного загрязнения и антибиотиков. Кроме того, Москва сочла нужным, инициировать прекращение транзита запрещенной в РФ продукции через Беларусь по маршруту, проходящему через Россию, в Казахстан и третьи страны. Пояснения к такому неправомерному шагу были таковы: российская сторона, якобы выявила нелегальные каналы поставки продукции с территории Беларуси.
Несмотря на всё, что было ранее, это, пожалуй, самый массовый единовременный запрет в истории белорусских взаимоотношений с Россией. Безусловно, подобные необоснованные действия расцениваются белорусской стороной, как недружественный шаг со стороны РФ. Поскольку оснований для таких жестких мер нет никаких. Мало того, что они не вписываются в законодательство Таможенного союза, так еще и сущностных оснований к подобным действиям не было.
Согласно действующему законодательству ТС, Россия не имела права ограничивать поставки продукции белорусских предприятий на экспорт. Кроме того, исходя из всей нормативной базы Таможенного союза, каждая из стран участниц самостоятельно ведет реестр предприятий, осуществляющих производство и переработку подконтрольных товаров, а также отвечает за ветеринарно-санитарный контроль.
Так, возвращаясь к якобы обнаруженному в белорусской продукции геному вируса АЧС, хотелось бы отметить, что даже если вообразить себе, что он таки был, то при термической обработке данный вирус неминуемо погибает. Следует также отметить, что аккредитованных методов контроля обнаружения генома вируса АЧС в готовой продукции в странах Таможенного союза попросту нет. Не существует подобных методик и в рекомендациях международного эпизоотического бюро, членами которого кроме Беларуси и России являются еще 180 стран мира.
Методика, по которой работают в Россельхознадзоре дабы выявить геном вируса АЧС в готовой продукции, не аккредитована в РФ, а лишь утверждена институтом ветеринарной вирусологии и микробиологии. В Беларуси сохранены советские ГОСТы и контроль пищевой продукции на перерабатывающих предприятиях осуществляется как на них самих, так и на уровне Минздрава, НАН Беларуси, Минсельхозпрода и областных ветеринарных лабораторий. Сегодня все перерабатывающие предприятия Беларуси, в том числе и те, что попали под российские санкции, в обязательном порядке проводят испытания своей продукции в лабораториях РФ. Кстати, Россельхознадзор помимо всего прочего, имеет возможность в режиме онлайн наблюдать все поступления подконтрольных ветеринарной службе товаров, следующих транзитом через территорию Таможенного союза. Однако и такой контроль, является нарушением всех возможных норм законодательства Таможенного союза.
Что же касается 23 белорусских предприятий попавших вдруг в немилость, то это, скорее всего, обусловлено лишь тем, что они частично производят свою продукцию из сырья попавшего в санкционный список РФ. Однако по поводу переработки сырья Президент Беларуси высказался ясно и однозначно — все действия по этому вопросу были согласованы и с Президентом России и с премьером. Было решено, что это не есть нарушение эмбарго.
Касательно обвинений в реэкспорте, надо сказать, что, к сожалению, недобросовестные граждане есть везде, как в Беларуси, так и в России. И государство не может отвечать за каждого субъекта хозяйствования, как и не в состоянии гарантировать, что этот субъект будет соблюдать законодательство. Но и здесь белорусские правоохранительные органы сделали все что могли. По просьбе российских коллег, было выставлено достаточное количество мобильных постов, которые пресекают незаконные поставки продукции из санкционного списка в РФ. Причем делает это белорусская сторона для России совершенно бесплатно.
К тому же еще 26 ноября было принято совместное решение, инициированное, в том числе и белорусской стороной, о создании совместных рабочих групп, которые должны будут осуществлять контроль над поставками белорусской продукции на российский рынок с учетом введенного РФ эмбарго. Среди нескольких важных аспектов деятельности этой группы было также указано направление по недопущению реэкспорта через Республику Беларусь в Российскую Федерацию, запрещенной к поставкам в Россию продукции. Кроме того, было решено, еще более ужесточить требования к транзиту сельскохозяйственных товаров через территорию Таможенного союза в третьи страны.
Еще одна необоснованная претензия Федеральной таможенной службы, которую не хотелось бы обходить стороной, это утверждение о том, что якобы белорусский импорт продуктов «санкционной группы» возрос на 80%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впрочем, это голословное обвинение очень легко опровергнуть. Несмотря на резкие выпады со стороны РФ, очевидно, что значительного роста поставок в союзное государство продовольственной группы товаров не произошло. Беларусь, как находилась, так и находится по сию пору в рамках утвержденных с Россией балансов. ФТС неустанно приводит данные по отдельным группам товаров. Однако в РБ были зафиксированы превышения баланса только по поставкам птицы и то всего на 2-5%. При этом РБ не добирает объемы по молоку (87%) и свинине (97%). Таким образом, Беларусь даже полностью не исчерпала объемы согласованных в начале года с Россией балансов поставок. Как заявил президент Республики Беларусь: «Мы не можем сегодня ввезти, даже если бы нам захотелось, больше мяса и молока, чем мы ввозили с Запада (до введения санкций) для переработки, потому что у нас нет лишних мощностей».
Похоже, что все эти притянутые за уши транзитные неурядицы, раздутые на пустом месте российской стороной и стоящее на глиняных ногах отсутствия доказательств, организованны заинтересованной стороной лишь с одной целью. Беларусь всеми силами хотят подтолкнуть присоединиться к мерам, введенным в отношении товаров из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Норвегии, поскольку российская сторона не в состоянии обеспечивать действенный контроль над исполнением санкций. Как сказал президент Беларуси: «Мы понимаем, что Россия нас таким образом толкает впереди себя, чтобы мы запретили, мы не пускали. А в тоже время через прибалтийскую границу и другие пограничные пункты они увеличиваю этот транзит».
Возникает вопрос: Россия что, пытается закрыть Беларусь как транзитное государство? Но это очень важный для Республики ресурс, чтобы терять его из-за чьих-то уловок и капризов, пусть даже речь идет о союзнике. Посему, белорусский лидер отметил, что Беларусь готова передавать России транзитные грузы, которые в сопровождении идут до Российской Федерации. И уже там на своей территории они могут эти грузы не пускать, если хотят не допустить транзита, хоть это и является нарушением всех норм международного права, во что Беларусь втягиваться, не намерена.
Александр Лукашенко подчеркнул: «Мы договорились с российскими партнерами, что не будем страдать от введенных ответных экономических санкций в отношении Америки и Европы. Нам дай бог бы вылезти из тех санкций, которые применены против нас. Мы не можем присоединиться к санкциям и ухудшить свое положение». Кроме того, глава белорусского государства жестко поставил вопрос контроля продукции внутри Беларуси, порядка на предприятиях, соблюдения технологии переработки и всех регламентов, начиная от границы, транзита, недопущения реэкспорта и до налаживания поставок белорусской продукции. Президент также поручил Правительству активнее искать новые рынки сбыта. Утомило дежавю.
Неформальный союз молодых белорусских журналистов
Источник: dal.by