Сверхзвуковые, сверхманевренные, «глухие» к радиолокационным помехам — такими станут новые российские крылатые ракеты, которые встанут на вооружение частей и подразделений российской армии в 2015 году. Об этом рассказал гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. Эта корпорация объединяет всех российских разработчиков тактических и оперативно-тактических ракет, и за последние два-три года поставила на вооружение «около десятка новых изделий», в том числе ракеты большой дальности. Что это за машины, попытался разобраться телеканал ЗВЕЗДА.

В чем мы сильны

Первый тезис — российские ракеты не только не уступают американским, но по ряду параметров их существенно превосходят. Доля военно-морской техники в российском экспорте вооружений составляет сегодня 24%. Как сообщил телеканалу ЗВЕЗДА директор Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) Руслан Пухов, уже в ближайшее время эта тенденция изменится. Лидирующие в экспорте боевые самолеты сменят системы противоздушной обороны и военно-морская техника. Причем, как говорят эксперты, именно ракетная. Объем ее поставок оценивается в 7 тысяч штук, а выручка в сумму более $ 14 млрд.

В области создания ПКР Запад отстает от России. В свое время тамошние военные недооценили преимущества этой техники, сконцентрировавшись на развитии палубной авиации. СССР наоборот, не разглядели преимущества авианосцев. В итоге, когда промах стал очевиден, пришлось разрабатывать доктрину ассиметричного ответа: у вас авианосные ударные соединения — у нас атомные подводные лодки и корабли с крылатыми ракетами, способными прорвать любую противовоздушную оборону и поразить цель.

К счастью, советский ВМФ так и не вступил в океанскую дуэль с иностранными флотами.  И, тем не менее, наши ракеты показали, чего стоят. В октябре 1967 года в ходе арабо-израильской войны советская ПКР П-15 «Тепит»  или, как ее еще называют на Западе, «Styx», выпущенная с египетского катера потопила израильский эсминец «Эллат». В 1973 году индийские катера теми же ракетами разнесли в щепки порт Карачи, в результате Исламабад вынужден был просить у Дели перемирия.

Главная новинка российской оборонки — крылатая ракета Х-35УЭ. Внешне ракета очень похожа на американскую ПКР «Гарпун». Конструкторы и не скрывают этого. Хотя, говорят, что разница есть. Скрыта она в уникальной головке самонаведения ракеты, которая невосприимчива к радиолокационным помехам, выставляемым противником. Работает в двух режимах: активном, когда ракета на доли секунды включает свою головку наведения для поиска цели, и пассивном, когда для обнаружения цели машина не сканирует пространство, а наоборот — ловит импульсы, испускаемые целью. Этим свойством очень интересовались американцы, которые хотели даже покупать головки самонаведения Х-35 для своих противокорабельных ракет «Гарпун».

Х-35 атакует цель на высоте около 3 метров над уровнем моря, то есть ниже уровня палубы корабля, что делает ее трудно обнаруживаемой для радиолокационных станций. Добавьте к этому, что все системы ПВО корабля работают в верхней полусфере и становится ясно, почему даже обнаружив Х-35 визуально, сбить ее нелегко. Такие ракеты могут размещаться на надводных кораблях, истребителях типа МИГ-29К, мобильных пусковых установках – таких, как комплекс «Бал», который должен сменить на службе разработки 70-х годов комплекс «Прогресс».

«Бал» — это система из 2-х командных машин и четырех пусковых установок, на каждой из которых размещено по 8 контейнеров с ракетами и 4 транспортно-погрузочные машины, на которых находится 32 ракеты второго залпа. По своим возможностям комплекс перекрывает до 350 км берега. На развертывание, обнаружение цели и нанесение удара у него уходят считанные минуты. Залп, и судьба целей в большинстве случаев решается однозначно. Перехватить 32 низколетящие крылатые ракеты сегодня не под силу ни одной системе ПВО.

Спрячется и замаскируется

У Х-35 есть и еще один, совершенно невероятный вариант базирования. Российским конструкторам удалось разместить в обычном 20-фунтовом морском контейнере четырехтрубную пусковую установку с ракетами Х-35. Такой контейнер может перевозить любой гражданский сухогруз. Его можно просто спрятать в порту среди похожих контейнеров. Беспримерная скрытность комплекса «CLUB-K» позволяет, в теории, уравнять шансы сильных и слабых армий. Обнаружить в грузопотоке контейнеры с «ракетным сюрпризом» не представляется никакой возможности, а значит даже у очень небольшого флота всегда есть шанс достойно выступить против куда более сильных морских держав.

Другая новинка — Х-31ПМ, также очень хорошо известна американским морякам. Эту ракету в начале 90-х годов ВМС США покупали в России в качестве ракеты-мишени для отработки комплексов ПВО кораблей. С ее помощью американцы пытались научиться сбивать китайские противокорабельные ракетыЗМ-54 «Москит» российского производства. На Западе «Москит» зовут за скорость, превышающую 2,8 М и всесокрушающую мощь — «Sunburn» (Солнечный ожог). Увернуться от его «ожога» не может сегодня ни один военный корабль. Х-31 очень похожа на «Москит», но меньше его и дешевле. Специально предназначена для уничтожения морских надводных целей, радиолокационных станций и зенитных ракетных комплексов типа «Patriot». Может применяться со всех типов российских истребителей и бомбардировщиков.

Борис Обносов не вспоминает сегодня, что Х-31 когда-то была ракетой-мишенью для ВМС США. Новая Х-31ПМ имеет увеличенную дальность полета в 260 км, новую систему наведения и двигатель, что делает ее полет еще более непредсказуемым и смертоносным для противника. Например, на этой ракете стоит широкополосная головка наведения, которая может использоваться практически против всех систем ПВО. На более ранних ракетах устанавливались селективные головки, которые можно было применять только против одного вида систем.

Интеллект и тактика

Не менее впечатляющей системой, приводящей сегодня в трепет американских и натовских военных, можно назвать крылатую ракету ЗМ-55 «Оникс» — на ее базе создана российско-индийская ракета «БраМос». Особенность этих ракет — в системе искусственного интеллекта, сравнимой с человеческим, позволяющей действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета — один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Это свойство «Оникс» унаследовал у своего предшественника — сверхзвукового противокорабельного ракетного комплекса «Гранит». Эти ракеты стоят сегодня на подводных лодках 949 проекта типа «Антей» и тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 типа «Орлан». На каждом корабле 24 «Гранита». Ракеты оснащаются либо фугасными, либо ядерными боеголовками весом в полтонны.

Особенность «Гранитов» и «Ониксов» в том, что это — «стайные» машины. Именно в залпе раскрывается их главное тактическое преимущество: ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные «портреты» всех современных классов кораблей. Причем, это не только размеры и контуры надстроек, но и сведения о различных электромагнитных и прочих силовых полях, присущих только этому типу корабля. К тому же, в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней — конвои, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели.

Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. Как говорят конструкторы, после пуска ракеты сами решат, кто из них будет атаковать цель, а кто из них будет только имитировать атаку, отвлекая на себя системы ПВО противника. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.

По некоторым данным, в ходе модернизации российских атомных подводных лодок 949 проекта типа «Антей» и тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан» планируется, что вместо 24 «старых» ракетных комплексов «Гранит» в каждую из высвобождающихся ракетных шахт поставят по 3 контейнера с «Ониксами». В итоге боезапас кораблей возрастет с 24 до 72 новых сверхзвуковых крылатых ракет, сделав из кораблей настоящие морские крепости на океанских просторах.

Сегодня, кроме кораблей и подводных лодок, ракеты «Оникс» размещают на мобильных пусковых установках противокорабельных комплексов «Бастион». Как и в случае с комплексом «Бал», «Бастионы» обеспечит защиту побережья протяженностью более 600 км от возможных десантных операций противника. Время с момента получения приказа на марше до полного развертывания на боевых позициях составляет 5 минут, после чего комплекс полностью готов к ведению стрельбы. Позиция комплекса может быть удалена от береговой линии на 200 километров. После своего развертывания «Бастион» может оставаться в полной боевой готовности в течение 3-5 суток в зависимости от имеющихся запасов топлива.

Источник: warfiles.ru


Читайте также:

Добавить комментарий