Когда при первых всполохах майданного бунта один из его глашатаев изрекал «Пройдет всего год – и мы все не узнаем Украину!», надо было ему поверить. Надо было не издеваться над оригинальным красноречием и удивительным косноязычием В. Кличко. Надо было не разбирать на цитаты его афоризмы, надо было проявить больше серьезности к словам великого боксера и не менее великого градоначальника. Надо было предположить, что ударный лидер партии УДАР окажется прав и заранее готовится к неузнаваемым изменениям.

Весь трескучий декабрь 2013, весь студеный январь и морозный февраль 2014 на Украине происходило много бурных событий – но дефицита света и тепла среди них не наблюдалось. Даже под сценой майдана и в захваченных «мирными митингувальниками» зданиях всегда было светло, сухо, жарко и удобно. Собственно, ради этого здания и захватывались, в качестве комфортного тылового лагеря. В качестве базы для героических бесчинств. В итоге не только отдельные административные строения, но и всю полноту власти в 40 миллионной стране захватили весьма оригинальные люди.

Оставим в стороне их готовность раскатать танковыми гусеницами инакомыслие, их желание накрыть артиллерийскими налетами дефицит патриотизма, их стремление забрызгать кровавым ядом всю доступную медиа-среду и собственную землю. Майдан привел к власти персонажей, для которых премудрости энергетики и теплоснабжения сродни сказочной присказке «Вари, горшочек!» А если накрыть посудину правильным флагом и разукрасить вышито-двуцветным орнаментом, так она заработает лучше прежнего. Выдаст больше калорий, киловатт, кандел и люменов одновременно, да еще по сниженной, справедливой, европейски обоснованной цене.

Противоречие между сказочными фантазиями и обыденной реальностью началось еще осенью. Чему немало способствовал гордый летний отказ получать углеводороды из РФ и оплачивать долги. Чему еще больше «помогло» неумение вести диалог иначе, как сквозь прорезь прицела, понимание силы как единственного достойного аргумента. Зимой хрустальный башмачок мечты превратился в студеную и мрачную тыкву. Хеллоуин пришел и решил остаться.

На Украине царит энергетическая паника. Ее удалось достичь довольно просто – заменив логику экономического развития философскими законами Мерфи. В деле подготовки к отопительному сезону, в деле обеспечения страны электроэнергией киевское правительство действовало согласно следующим догматам:

«Требуется гораздо больше времени, сил, подготовки и профессионализма, чем у вас есть»

«Нет такой ситуации, которую нельзя сделать еще хуже»

«Если бросить дело на самотек, события все равно будут развиваться по наиболее негативному сценарию»

«Если за ошибку отвечает больше одного человека, виновных не найти никогда»

Воплощение шутливых догм получилось совсем не смешным.

Газ из подземных хранилищ исправно откачивается на украинскую поверхность, вплоть до сотен миллионов кубометров в сутки. Особо выгодных поступлений по реверсу на восполнение его запасов не хватает. Где и на каких условиях сжигается газ собственной добычи, столь же таинственно, как и исчезновение половины золотого запаса страны в ноябре месяце. После заключения промежуточного соглашения с Газпромом прошло 40 дней (символично, да), приобретение российских углеводородов так и не началось.

В итоге из предусмотрительно (украденных) запасенных к началу осени 17 млрд. м3 голубого топлива в украинских ПХГ осталось менее 13 млрд. м3. В начале декабря отмечены первые факты недостачи при транзите. Пока в пределах 3-4 млн. кубометров в день, но и это не менее 300.000 $ по самым льготным ценам. Морозов толком еще не было, а классическое транзитное воровство уже началось.

Уголь искали по всему миру и опозорились на весь мир. Раструбили о ежемесячных покупках до миллиона угольных тонн в ЮАР, возвестили о великой диверсификационной перемоге. Как о выгодной и надежной альтернативе собственной добывающей промышленности. Правда, в зимний период ТЭЦ Украины нуждаются в 2.5-3 млн. тонн твердого топлива в месяц, но к чему оглашать арифметические детали экономических побед? Купили у британо-африканского трейдера 200 тыс. тонн угля, еще 150 тысяч получили без оплаты с добродушным выражением честных лиц. Через четыре месяца после подписания контракта выяснили, что африканский уголь не горит в украинских топках, браво! До сих пор ждут прибытия еще двух судов и внезапного альтруизма у владельца груза. Словно 150.000 тонн негорючей «халявы» смогут переломить дефицитный тренд и улучшить обуглившийся имидж.

Надавили допросом в прокуратуре на министра энергетики перед его отставкой и арестовали главу УкрИнтерЭнерго, не дожидаясь отставки. Провели переговоры о приобретении антрацитов в Австралии, США, Польше, Южной Америке и Вьетнаме, в итоге остановились на кузбасском варианте. В какой-такой России, сказано же – кузбасский уголь! Тихой сапой уволили чиновника в ранге заместителя министра за соглашение о поставках российского угля. Чиновника ушли, подписанный им контракт действует. Жаль, поставки «неритмичны». Так оплачивайте ритмично! Метод импорта «гроши потом» остался в жарком лете, к чему смотреть в позавчерашний день?

С календарным началом зимы остановили под предлогом профилактического ремонта 26 блоков ТЭЦ и несколько атомных реакторов. Естественно, при полугодовом газовом голоде разобрать угольные и мазутные теплоцентрали – первейшее дело, особенно при ночных заморозках. Как и расковырять урановые сборки вместе с контрольно-измерительной аппаратурой, в теплое время года приоритеты иные. Всполошили всю Европу «плановой и безопасной» остановкой реактора на Запорожской АЭС. Крупнейший на континенте объект ядерной энергетики, как-никак. Списали на один заглушенный реактор (максимальная мощность 1 МВт) весь дефицит генерирующих мощностей (от 3 до 4 МВт). Потом притормозили работу еще двух реакторов.

Перекрыли пенсионное снабжение разрушенного Донбасса как зримое подтверждение единства Украины. Постановили убрать с «оккупированной» местным населением территории государственные организации вместе с имуществом. Вспомнили о том, что не все донецкие шахты удалось разбомбить, что некоторые работают, а на иных остались складские запасы. Постановили считать эти запасы достоянием (республики? майдана? фронтово-шоколадной коалиции? Байдена с сыном и креслом?) собственным. Потребовали от ополчения бесплатной отгрузки двух миллионов тонн угля. Мы вам – снаряды с осколками, вы нам – вагоны с угольком. Великолепная сделка. Столь же реалистичная, как ассоциация с ЕС или поиск святого Грааля..

При этом покупать топливо у бывших соотечественников нельзя, это попахивает уже не прогорклой покрышкой, а государственной изменой. Вывезти же уголь с подконтрольной правительству территории не получается. Вагонов нет. Слесарь-интеллигент из романа «Золотой теленок» жаловался на дефицит дюймовых плашек – украинские чиновники сетуют на недостаток вагонов. Отправь этих государственных мужей в Сахару, там песок кончится. Обыкновенный, не золотой…

По официальному сообщению национальной компании УкрЭнерго, запас угля на складах всех ТЭЦ Украины на 4 декабря 2014 года составляет 1 миллион 400 тысяч тонн. Это на 24 % меньше, чем всего десять дней назад. 24.11.2014 компания отчитывалась о наличии 1.765 млн. угольных тонн. Чего тоже недостаточно даже до конца декабря. Некоторые генерирующие мощности – по удивительному совпадению расположенные вне пределов западной Украины – обеспечены топливом всего на несколько дней. И скоростной завоз, работа котлов «с колёс» не планируется.

Веерные отключения электроэнергии для промышленных предприятий и жилых массивов на Украине уже начались. Эти отключения продолжаются от 2 до 6 часов в день. В европейской стране, в XXI веке, по несколько часов в день люди не работают и не имеют возможности заняться домашними делами, досугом и отдыхом. Потому что нет электричества. В сложившихся условиях веерные отключения – обоснованный, необходимый, но не достаточный шаг. Без них опасна повышенная нагрузка на подстанции, трансформаторы и кабельные сети, тем более в условиях большого количества бойлеров и электрических обогревателей. Без периодических отключений возможны тяжелые техногенные аварии.

Следует экстренно договориться о немедленных поставках топлива с кем угодно. Следует незамедлительно покупать электричество у соседей, были бы технические возможности – а финансово новую Украину поддерживает весь мир, разве нет? Следует избежать аварий и обморожений, болезней, лишений и смертей. Живых факелов и огненных налетов и без них достаточно.

Однако даже если отбирать чужой газ из транзитной трубы под предлогом внезапной зимы, всё равно нельзя будет обеспечить генерирующие мощности – большинство украинских ТЭЦ работают на угле. На угле, который не привезен, не добыт, не куплен, не заготовлен. Если не «варит» голова, ждать волшебства от энергетического горшочка незачем.

Условия для энергетического голода Украины новая власть складывала с мая месяца. Первый же выстрел на Донбассе стал огнем по собственному свету и теплу. По собственной совести и чести, по единству и будущему. Этот обстрел продолжился и после сентябрьского перемирия. Его словно специально готовили к морозному времени года. Чтобы обрушить на всю страну, и без того задыхающуюся от экономического обвала, от инфляционной петли, от ценовой гарроты, от удавки валютного курса. Бей своих, чтобы чужие давали кредиты? Иначе как объяснить действия нового министра энергетики Украины – свой отчет о топливно-аварийном положении страны он адресует… послу США!

Будущий киевский мэр В. Кличко изрек, что Украина изменится до неузнаваемости. Он был абсолютно прав. Разве еще весной или летом можно было предположить, что фраза:

«Виктор Федорович…ты прости нас, дураков грешных…вернись, пожалуйста…»

cтанет не изысканным стёбом, а подлинным желанием многих украинцев? Не сейчас, нет. Но через месяц-другой морозного и мрачного жития по-новому. С темными делами от прямых иноземных управляющих в новом правительстве:

«…в целях экономии и в связи с проведением реформ…планируется внести изменения в конституцию Украины, отменив гарантии бесплатного образования и бесплатной медицины. Нам придется отменить выплату стипендий, бесплатное питание в больницах и для школьников начальных классов, отменить бесплатный проезд в общественном транспорте для студентов и школьников…»

Это прямая речь министра социальной политики страны. Это будет сделано не ради МВФ, но ради Украины, по словам П. Розенко. Ради тех, кто пройдет тёмным морозным путем, на голодный желудок, через платную медицину, проезд и образование в лучезарную европейскую зрелость. Вот только, выражаясь в «красноречивой» манере нынешнего киевского мэра, дойти смогут не только лишь все.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru


Читайте также:

Добавить комментарий