В «Левада-центре» узнали, что к концу 2014 года россиянам милее Китай, а США, ЕС и Украина заодно – наоборот. Цифры: в январе 2014-го к США хорошо относились 43%, а теперь 18%; к ЕС теперь хорошо 26% (а было 51%); к Украине – 28%, и это после 66%. Зато Китай теперь хорош для 74%. Типа полушария чего-то-там поменялись местами. 

 В случаях таких поворотов обычно говорят, что это телевидение делает. А когда оно снова сменит ракурс или просто уйдет с темы, все и вернется. Ну, что-то куда-то вернется. Вероятно, на территорию здравого смысла, хотя и тот сейчас уже непонятно что – сами социологи путаются. Вот по поводу отношения к США и ЕС в «Левада-центре» пояснили так, что люди, «когда говорят о плохом отношении к стране, демонстрируют прежде всего оценку действий ее руководства». Уже невпопад – отчет «Левада-центра» с этими словами был и в «Коммерсанте», который по данному случаю нарыл бэкграунд: «Резкое ухудшение отношения началось в марте, когда Совет Федерации объявил о праве президента на введение Вооруженных сил РФ на территорию Украины, а затем к России бы присоединен полуостров Крым». Имеется в виду ухудшение отношения к Западу, но чье именно руководство имеется в виду?  

 Чисто для контроля, это тут не «Леваду-центр» проглючило. По ФОМу, «число россиян, которые хорошо относятся к США, достигло исторического минимума. Лишь 11% позитивно воспринимают эту страну. Большинство (78%) убеждены, что Америка в сегодняшнем мире играет «скорее отрицательную роль», лишь 7% считают ее «скорее положительной»». Так что все так и есть – в смысле, проценты. 

 Однако ж на фоне однозначности этих чувств странно выглядит тема «международной изоляции РФ». С наличием оной согласны 47%, а 43% ее не ощущают. Как объяснить эти почти 50 на 50 среди прочих четких раскладов? Ну да, а как именно респондент может лично ощутить свою международную изоляцию? Так ведь с чувствами к США и ЕС они и на расстоянии справлялись легко и однозначно. Судя по запутанной интерпретации, этот момент не вполне понятен и социологам: «В военное время государство вводит самоцензуру, чтобы не сеять панику среди населения, и такая цензура работает у каждого самостоятельно: люди отчаянно не хотят признавать, что Россия находится в изоляции, комментирует Гражданкин»: «Власти подогревают это мнение встречами с лидерами других стран, международными скандалами в новостях – это дает возможность забаррикадировать сознание»». 

 Ок, в РФ уже конкретное военное время, но как именно «государство вводит самоцензуру», причем так, что она тут же встраивается в сознание каждого любого (при одновременном баррикадировании его сознания)? Это же круто. Но главное вот: 50 на 50 по поводу международной изоляции тут просто потому, что ТВ еще не оттранслировало конкретное отношение к данному факту. Потому, что руководство само то так, то этак. Что есть дополнительное доказательство роли ТВ в РФ. Ну да, не новость, но и новизна сейчас воспоследует. 

 Открутим чуть назад. Конечно же, ТВ – это орудие страшной силы, но все же основания именно такой оценки внешних (малопонятных россиянам) фактов загадочны. Вот вдруг полюбили Китай, но сколько роликов про это на ТВ ни прокрути, это ничего не объяснит. Скорее россияне при своих оценках исходят из некоторых внутренних ощущений. Вся эта международная … [ерунда] тут не первична, вот что. Да и телевидение строит свои внешнеполитические дискурсы на уже имеющейся основе (которую и само создавало). На эту тему тоже есть соцопросы, у того же «Левада-центра». Вот два, от Геополитики к Внутренним Основаниям.

 21 ноября «Левада-центр» опубликовал результаты опроса «Конфликт России и западных стран вокруг Украины». «Поддерживаете ли вы присоединение Крыма к России?»: «Определенно за – 53%. Скорее за – 31%». 

 «Согласны ли вы с мнением, что Россия, присоединив Крым, нарушила все послевоенные и постсоветские международные договоренности и международное право?»: «Определенно да – 4%. Скорее да – 6%. Скорее нет – 29%. Определенно нет – 49%». 

 «Беспокоит ли вас то, что большинство населения стран Запада и Украины считает, что Россия, присоединив Крым, нарушила все послевоенные и постсоветские международные договоренности и международное право?»: «Определенно да – 6%. Скорее да – 14%. Скорее нет – 26%. Определенно нет – 40%». 

 «С каким из следующих мнений по поводу нынешнего конфликта России и Запада вы бы скорее согласились?»: «Этот конфликт – результат присоединения Крыма и нынешних действий России в Восточной Украине – 22%. Этот конфликт навязан России США и другими странами Запада – 70%». 

 В сумме – чрезвычайно логично. Если поддерживаем присоединение, то, разумеется, с мнением о нарушении международного права не согласны, а то, что кто-то считает это нарушением, не волнует. Конечно, тогда абсолютно логичен и вывод: конфликт навязан странами Запада. 

 Да, тут есть эмоциональный перескок, в середине – когда еще и не волнует, что они там об этих действиях думают. Для такого перескока и, соответственно, самоощущения, при котором он возможен, тоже требуются свои основания. Но и их выяснил «Левада-центр» в опросе, опубликованном тремя днями ранее, 18 ноября. Там сразу конкретно: «Гордитесь ли вы тем, что живете в России?» Вообще, такой внезапности и энергичности вопроса больше бы подошло единственное число: «Гордишься, что живешь в России, а?» Впрочем, ответы и так неплохи: «Определенно да – 37%. Скорее да – 49%. Скорее нет – 5%. Определенно нет – 2%». 

 То, что ответ на первый вопрос не был результатом оторопи от формулировки самого вопроса, следует из ответов на второй: «Гордитесь ли вы нынешней Россией?»: «Определенно да – 22%. Скорее да – 47%. Скорее нет – 13%. Определенно нет – 5%». Разумеется, база для того, чтобы не обращать внимание на мнения «населения стран Запада», уже тут, но окончательно красив следующий вопрос: «В какой мере вы согласны или не согласны с высказыванием: «Говоря в целом, Россия лучше большинства других стран?»»

«Полностью согласен – 25%. Скорее согласен – 39%. Ни согласен, ни не согласен – 21%. Скорее не согласен – 8%. Совершенно не согласен – 2%». Там еще «Затрудняюсь ответить – 4%», но не узнать, с чем связано затруднение – с оценкой или с самой необходимостью определиться с этим вопросом. Какая разница, 64% согласных с тем, что «Россия лучше большинства других стран» – шикарный результат.

 Хорошо, в РФ сложилось телевизионное общество. В этой связи есть теоретический вопрос: а может ли телевидение грохнуть любую стабильность, которую само и создало? Как, например, изменить внутреннее самоощущение респондентов? Тут не будет событий (это же не переменчивая внешняя политика), чтобы по ходу дела изогнуть вектор. Что, телевидение с утра до ночи примется объяснять, что, например, «говоря в целом, Россия не лучше большинства других стран», а даже наоборот? Нет, ну понятно, что телевидению это не нужно и вообще всем в кайф, когда все (64%) отвечают, как сейчас, но вдруг по какой-то причине возникнет необходимость и в таком тренде? Что тогда делать? Ведь если кто-то уверен, что он всех лучше, то кто ж его переубедит? 

 Разве что Савонарола какой-нибудь явится, внезапный протопоп Аввакум, который на этот раз преуспеет и убедит граждан в их соборной греховности. Но тоже вряд ли, у ФОМа был еще один вопрос: «Чувствуете ли вы себя в нашем обществе свободным человеком?» Ответы: «Определенно да – 23%. Скорее да – 46%. Скорее нет – 19%. Определенно нет – 3%». 69% свободных людей чисто под чужим влиянием (даже через ТВ) свое мнение не изменят, вот еще. Так что внутренняя, выражающая себя наружу гордость и за себя лично теперь надолго, на поколение как минимум. Ну или опрос про «гордиться», «мы всех лучше» и свободного человека проводился в пятницу. 

Андрей Левкин

Источник: slon.ru


Читайте также:

Добавить комментарий