фото: Наталья Мущинкина
В настоящее время в мире нет аналогов единой системы получения фискальных данных, вводимой в России. Лишь в Венгрии и Южной Корее они только запускаются. Наша страна в этом вопросе ушла далеко вперед.
Активное внедрение касс нового образца началось еще в сентябре прошлого года. Первыми подобную технику установили представители крупных торговых сетей и рестораны, зарегистрированные как ООО. Теперь же очередь дошла до малого бизнеса. До начала июля им предстоит заменить устаревшие кассовые аппараты на современные. Юридическим лицам же, которые ранее не должны были применять ККТ, необходимо перейти на новые аппараты с 1 июля 2018 года.
Поэтапное внедрение аппаратов было заранее продумано, поскольку масштаб работы огромен: 1,2 млн касс будут списаны, а на их место придут новые устройства.
Поэтому, по словам президента «Опоры России» Александра Калинина, сейчас главным вопросом остается своевременное обеспечение современными аппаратами. «Производители предлагают бизнесменам подождать несколько месяцев. Они не смогли накопить достаточное количество аппаратов, — заявил Калинин. — Думаю, что необходимо провести нормативный акт о невозможности штрафовать предпринимателей при отсутствии новой техники».
В ответ глава ФНС Михаил Мишустин заверил, что налоговая служба не будет штрафовать в переходный период предпринимателей, заключивших договоры на покупку новой ККТ, но не получивших ее в срок.
Остается также вопрос доступности Интернета. По словам Калинина, в удаленных уголках нашей родины предприниматели испытывают сложности с доступом к Глобальной сети. В результате они попросту не смогут передавать фискальные данные в режиме реального времени. Впрочем, как отметил глава «Деловой России» Алексей Репик, именно новые торговые правила должны будут поспособствовать более скорому решению проблемы с интернет-доступом.
Кроме того, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, внедрение обновленной ККТ улучшит собираемость налогов. «Простенький маленький аппарат, мне кажется, совершает настоящую революцию не только в области торговли, но и в области легальной экономики страны», — заявил столичный градоначальник.
По его словам, в Москве ежегодный товарооборот составляет 4 трлн рублей. Причем в торговле задействовано около миллиона работающих. «Это колоссальный пласт экономики. Легализация этого сектора имеет прямое воздействие на торговлю и на экономику города и страны в целом. Эти составляющие должны быть понятными, прозрачными и для государства, и для бизнеса. Аналитика рынка, уплата налогов — все это становится более простым и понятным для предпринимателей», — считает Собянин.
Разделяет его точку зрения и глава ФНС. «Это выгодно всем — и государству, и бизнесу, и гражданам. Конкурентные преимущества тех, кто использует мошеннические схемы ухода от налога, остаются в прошлом. Закон о ККТ помогает и бизнесу, и государству установить партнерские отношения. Это такой индикатор доверия», — утверждает Мишустин.
Причем в первую очередь новые ККТ позволят предпринимателям лучше управлять своим бизнесом. «Когда знаешь, что происходит, что продали, что купили, кто перебил чек — для бизнеса это возможность установить систему контроля за своим делом», — подчеркивает Мишустин. Как напомнил глава ФНС, раньше до 70% выручки могло проходить мимо кассы. Внедрение новых аппаратов поможет вернуть деньги из карманов нечестных дельцов в правовое поле.
По словам Мишустина, в настоящее время более 25% парка ККТ переведено на новую технологию. Причем бизнесу не стоит пугаться, что оборудование влетит ему в копеечку. «Сегодня можно приобрести бюджетный вариант — за 18 тысяч рублей и меньше», — говорит глава ФНС. Сейчас как минимум 5 компаний готово предоставить ККТ по демократичным ценам.
Перемены коснутся и покупателей. На кассовом чеке появится двухмерный код, содержащий реквизиты отчетности (дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак и сумма расчета). По требованию потребителя продавец будет обязан отправить чек на смартфон или электронную почту клиента. Таким образом у потребителей появится возможность проверить достоверность товара, не отходя от кассы.