фото: Михаил Ковалев
Причина №1: Модернизация
Еще живы в памяти времена, когда дизельное топливо на заправках стоило значительно меньше 92-го бензина. Сейчас все изменилось. И цена на ДТ уже вплотную приблизилась к стоимости 95-го бензина. Скачок цен начался в 2011 году. В конце 2010 года 1 литр топлива на АЗС в среднем стоил 19 руб., сейчас — уже выше 37 руб. То есть за шесть лет дизельное топливо подорожало более чем на 95%.
И это притом что с начала 2014 года цены на нефть значительно понизились. Хотя, как и в случае с бензином, стоимость нефти имеет очень слабое влияние на цену дизельного топлива. Эксперты выделяют несколько причин роста стоимости дизеля.
«Во-первых, это внедрение новейших технологий производства ДТ. Эти дорогостоящие процессы значительно улучшают качество, доводят дизельное топливо не только до экостандартов мирового уровня, но и приближают к мировому уровню по цетановому числу (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения. — Ред.). Дизель, который лет 10–12 назад стоил дешевле 92-го бензина, по этому параметру был настолько слабым, что даже в древние легковые моторы зарубежных машин заливать его было сродни русской рулетке», — пояснил научный руководитель программы магистратуры ВШКУ РАНХиГС, СНС ИЭ РАН Иван Капитонов.
Причина №2: Пошлины
Из-за модернизации нефтеперерабатывающих заводов российское ДТ стало востребовано в Европе. И для наших производителей экспорт оказался выгодней продаж на внутреннем рынке, поскольку цена на дизель в Европе выше, чем в России. Помимо этого привлекательность продажи отечественного дизеля за рубеж выросла после снижения ставок экспортных пошлин. В результате на российском рынке периодически возникает дефицит дизельного топлива, что также приводит к росту цены на него.
«За рубежом первые 15 «российских» лет отечественный дизель продавался как печное топливо или топливо для судовых двигателей, а не как автомобильное. Спрос на него был ограниченным. Но как только в отечественном дизельном топливе повысилось цетановое число, а также снизилось содержание серы, что, естественно, потребовало громадных инвестиций, спрос на него повысился. Доля поставок за рубеж с 2006 года превышает 55%, а российские нефтяные компании формируют цены на нефтепродукты для внутреннего рынка не только исходя из оценки баланса спроса и предложения, но и, в первую очередь, сравнивая доходность продаж на внутреннем рынке и поставок на экспорт», — объяснил Иван Капитонов.
фото: Иван Скрипалев
Причина №3: Акцизы
Третья по счету, но совсем не по значимости причина кроется в экономической политике государства. Речь, как всегда, идет об акцизах. В 2016 году Минфин РФ в поисках компенсации бюджетных убытков вследствие обвала нефтяных цен повысил акцизы на топливо дважды. Планово — в январе. И вне плана — в апреле. До этого дважды за год акцизы повышались лишь в 2013 году.
Самое серьезное повышение акцизов для ДТ случилось в начале этого года. С января этого года акциз на дизельное топливо повысился на 1500 рублей, до 6800 рублей за тонну. Для сравнения: акциз на 95-й бензин вырос на 400 рублей.
«Повышение акцизов, конечно, служит цели пополнения бюджета. После прошлогоднего двойного повышения акцизов на дизельное топливо в 2017 году предполагалось снижение акциза на 200 рублей (с 5293 до 5093 рублей за тонну). Вместо этого их повысили до 6800 рублей в 2017 году, а на 2018 и 2019 годы также заложен рост до 7072 и 7335 рублей за тонну соответственно. То есть после повышения акциза на ДТ в 2017 году сразу на 28,5% в дальнейшем рост планируется в пределах официальной инфляции — около 4% в год. Пока столь резкое повышение акциза еще не в полной мере отразилось в оптовых и розничных ценах на топливо», — считает аналитик «Финам» Алексей Калачев.
Однако с декабря 2016 года средние розничные цены на дизель стали резко расти и к середине феврали этого года повысились с 35 рублей до 37,18 рубля за литр. То есть за два с половиной месяца они поднялись на 6%. Справедливости ради стоит отметить, что с января по ноябрь 2016 года цены на дизельное топливо если и изменялись, то только в сторону незначительного снижения. В результате в пределах одного года повышение составило 5,8%, что почти укладывается в рамки инфляции, которая составила в 2016 году 5,4%. Но столь резкий скачок цен в декабре–феврале не может не настораживать. Помимо этого стоит обратить внимание на динамику оптовых цен, которые росли более значительными темпами.
«По данным биржи СПбМТСБ, биржевые цены на зимнее ДТ на начало 2017 года были на 25% выше цен начала 2016 года. К сегодняшнему дню они поднялись еще на 5%. Если на конкурентном розничном рынке удается сдерживать повышение в пределах инфляции, то на оптовом рынке и в ценах производителей рост акцизов отражается сильнее. Производители, таким образом, более-менее эффективно перераспределяют издержки и маржу между добычей, переработкой и розницей», — пояснил Алексей Калачев.
Причина №4: Инфляция
Насколько долго отечественные нефтеперерабатывающие компании будут мириться с уменьшением прибыли и сдерживать рост розничных цен — неизвестно. В СМИ просачивается информация о продаже части отечественных НПЗ «Роснефтью» и о намерениях «Лукойла» избавиться от трети АЗС в России. Причем традиционно сейчас спрос на ДТ на внутреннем рынке стал расти из-за посевной кампании. То есть дефицит топлива может увеличиться, что опять же окажет влияние на цены. Однако эксперты пока настроены оптимистично.
«Не разделяю панических настроений по поводу резкого подорожания. Статистика не позволяет. Рост действительно есть, но он вполне укладывается в рамки инфляции. Впечатление об ускоренном росте цен на ДТ складывается обычно весной, когда цена на дизель действительно отрывается от цен на бензин: в это время обычно производятся закупки для весенней пахоты. Но к середине осени эта дельта заметно сокращается, т.е. темпы роста цен на ДТ замедляются и начинают отставать от темпов роста цен на бензин», — считает Алексей Калачев.
«Рост цен понятен с той точки зрения, что бюджет надо чем-то наполнять, а дизелем заправляются далеко не самые бедные люди. Цена поднялась лишь до 66 центов за литр, в то время как за рубежом и в среднем по миру стоимость ДТ составляет около 0,9 доллара. А в бедной по доходам, но богатой по нефти и славящейся своей нефтепереработкой Мексике стоимость дизеля составляет 0,88 доллара. Таким образом, можно сказать, что цены у нас сравнительно низкие и приемлемые для населения», — добавил Иван Капитонов.
С вышесказанным можно согласиться: цена ДТ в России почти на 30% ниже, чем в Европе, и не только в ней, но это если не брать в расчет разницу в уровне жизни и в зарплатах у нас и в Европе. Ведь именно с ней, а не с Мексикой сравнивают Россию наши чиновники.
Напомним, что пока самый значительный рост цен на ДТ за последние полгода пришелся не на период весенней пахоты, а на декабрь-январь, то есть зимние месяцы. Впрочем, учитывая сильную конкуренцию на внутреннем рынке и жесткую позицию ФАС, едва ли стоит ожидать резких скачков розничных цен на дизель. Их всеми силами постараются удержать в «рамках инфляции». Настораживает, что от стоимости дизельного топлива зависят розничные цены на сельхозпродукцию, а это уже касается не только автомобилистов, но и всех граждан РФ. Пока, к счастью, в этой области изменений к худшему не наблюдается.
«Доля расходов на дизельное топливо в сельскохозяйственном секторе в этом году вырастет в относительных значениях. Аграрии ждут снижения абсолютных значений основных затрат на закупку импортных химикатов, семян и т.п. В результате рост стоимости ДТ в абсолютных значениях компенсируется снижением прочих затрат — и стоимость сельхозпродукции если и повысится, то в рамках инфляционных ожиданий», — считает Иван Капитонов.
С ним почти согласен Алексей Калачев: «Доля цен на моторное топливо в себестоимости сельскохозяйственного производства может составлять от 15 до 30%. Если бы повышение акцизов отразилось в закупочных ценах топлива в полной мере, это сказалось бы на росте цен на сельхозпродукцию в пределах от 4 до 8%, но, как видим, пока этого не происходит».