Россия накопила значительную «подушку безопасности» — международные золотовалютные резервы. Но эти средства обесцениваются. Почему государство «сидит» на деньгах и не вкладывает их в экономику?
Абел Аганбегян. © /
Из личного архива
Академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС Абел Аганбегян
Лежат без движения
По данным на 14 апреля 2017 г., у России скопилось 398,4 млрд долл. международных золотовалютных резервов (ЗВР). Сюда входят золото в слитках или монетах (на март 2017 г. в резервах России его хранилось 1680 т стоимостью 67 млрд долл.), запасы конвертируемой валюты и средства, содержащиеся на счетах международных финансовых организаций. Всё это нужно для поддержания финансовой устойчивости в развитии экономики. Страны используют свои золотовалютные резервы для финансирования дефицита платёжного баланса, для поддержания курса национальной валюты, для покрытия дефицита бюджета, на антикризисные мероприятия.
По объёмам ЗВР Россия занимает 6-е место в мире (см. инфографику). Но подавляющая часть стран, в том числе богатые, развитые государства, предпочитают не иметь больших золотовалютных резервов, а используют полученные средства на развитие. Ведь если значительная часть этих резервов лежит без движения, то они обесцениваются.
При этом их вложение в высоконадёжные ценные бумаги других стран, прежде всего США (именно так хранят резервы многие государства, в том числе и РФ), приносит небольшую процентную выручку. Она не перекрывает потери от обесценения. В 2013 г., по данным Банка России, наша страна потеряла 24,5 млрд долл. резервов, в 2014 и 2015 гг. — по 19 млрд долл. Средние ежегодные потери — более 1,2 трлн руб.: это треть затрат государства на здравоохранение или образование. Причины потерь — девальвация евро по отношению к доллару при чрезмерной доле евро в ЗВР России. А ведь если хотя бы часть золотовалютных резервов эффективно использовалась для социально-экономического развития страны, они могли бы приносить доход.
Большие ЗВР формируются у стран, где объём экспорта намного превышает объём импорта. И чтобы избежать чрезмерного и нежелательного укрепления своей валюты, которому способствует приток экспортных средств, эти страны вынуждены скупать часть экспортной валютной выручки. В этом причина огромных золотовалютных резервов в Китае, Японии, Саудовской Аравии и на Тайване, а также в России, где эти резервы сформировались в период небывалого повышения цен на нефть и газ в 2000-2008 гг. С 12 млрд долл. в 2000 г. ЗВР скакнули до 597 млрд долл. к августу 2008 г.!
Рецессия позади? Что ждёт российскую экономику в 2017 году
Подробнее
Сколько нужно на чёрный день?
Наличие крупных международных резервов помогло нашей стране относительно быстро преодолеть кризис 2008-2009 гг., когда ВВП сократился на 8%, промышленность — на 11%, внешнеторговый оборот — на 40%, а доходы федерального бюджета — в 1,7 раза. Тогда, несмотря на затяжной и глубокий кризис, удалось не допустить значительного падения уровня жизни населения. Но это обошлось нам дорогой ценой. На эти цели было брошено 211 млрд долл. золотовалютных резервов, в результате на рубеже 2008-2009 гг. ЗВР снизились с 597 до 386 млрд долл. Благодаря этим запасам удалось избежать системного банковского кризиса. Не случилось и сильной девальвации рубля по отношению к доллару и, как следствие, большого повышения цен. Удалось предотвратить начавшуюся панику населения, которое стало опасаться за свои рублёвые сбережения, не допустить банкротства предприятий, имеющих иностранную задолженность, — государство помогло её выплатить.
2017: от коллапса до взлёта
В то же время даже этот кризис показал, что объём ЗВР в стране оказался чрезмерным. Вполне достаточным было бы иметь их в размере 300-350 млрд долл. И было бы лучше оставшиеся 250-300 млрд долл. использовать для укрепления экономики и социальной сферы.
Главный вопрос сегодня — как возобновить социально-экономический рост? Чтобы добиться этого, нам придётся решить те задачи, которые мы даже не попытались решать ни в период подъёма экономики, ни в послекризисный период. Нам предстоит технологически обновить действующее производство, ввести новые мощности (предприятия) в высокотехнологических отраслях, создать современную транспортно-логистическую инфраструктуру, уже в ближайшие годы удвоить жилищное строительство. Нужно и как можно быстрее преодолеть катастрофическое отставание в развитии «экономики знаний». Доля этой сферы в России, включающей НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение, в формировании ВВП сегодня составляет 13% против 30% в Западной Европе и 40% — в США, где она стала главным локомотивом развития. Надо также поднять и долю инвестиций в основной капитал в ВВП с сегодняшних 17% сначала до 20%, а потом и до 25%.
Почему экономика не растёт?
Для всего этого необходимы дополнительные ежегодные финансовые вливания. Одним из их источников могла бы стать часть лежащих без дела золотовалютных резервов. 300 млрд долл. можно было бы сохранить как гарантию устойчивости нашего развития, а 100 млрд вкладывать на возмездных началах с помощью инвестиционного кредита, по 15-20 млрд долл. в год. Такой кредит может окупиться за 5-7 лет, и средства вернутся.
Недавно было принято решение — дополнительные доходы государства от более высокой, чем прежде, цены на нефть использовать для покупки валюты. Это нужно, чтобы не допустить чрезмерного укрепления рубля и возместить интенсивное расходование ЗВР, которые используются для покрытия дефицита бюджета и затрат на крупные стройки. Думаю, что эти дополнительные доходы нужно также использовать на инвестиционное кредитование социально-экономического развития нашей страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции