Польская нефтегазовая компания требует от Еврокомиссии оштрафовать «Газпром». А от «Газпрома» требует продать доли в трубопроводах Opal и «Ямал–Европа». Что стоит за поведением Варшавы и пойдет ли российская компания на уступки, рассказывает АиФ.ru.
«Ямал—Европа».»/>
Газопровод «Ямал—Европа». © /
Андрей Александров
/ РИА Новости
Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG требует оштрафовать «Газпром» за нарушение положений антимонопольного законодательства. Поляки также настаивают на том, что российская монополия должна продать свои доли в трубопроводах Opal и «Ямал-Европа».
Газовый базар. Что стоит за решением Польши не продлевать контракт с РФ?
Польша против газопроводов
Польская сторона давно имеет зуб на «Газпром»: Варшаву не устраивают российские «газовые» проекты, призванные минимизировать украинский транзит и отчасти лишить Польшу доходов от транспортировки топлива из РФ. Это, например, вторая ветка газопровода «Северный поток-2», которая должна пройти по дну Балтийского моря до Германии. Президент республики Анджей Дуда вот уже третий год твердит, что «СП-2» угрожает энергетической безопасности Старого Света. Ему вторит премьер Дональд Туск: «С появлением газопровода зависимость европейских потребителей от российского топлива станет еще сильнее», — считает он.
Правда, ни Туск, ни Дуда не говорят о том, что «Северный поток-2» снизит риски, сопряженные с украинским транзитом, о которых в Евросоюзе знают не понаслышке.
Год назад польские антимонопольщики (UOKiK) отказались согласовывать строительство газопровода. В UOKiK решение объяснили мнением руководителей страны — реализация проекта еще больше усилит позиции «Газпрома» на европейском рынке.
Еще один камень преткновения российского происхождения — это расширение доступа «Газпрома» к газопроводу Opal. Напомним, согласно нормам Третьего энергетического пакета, один поставщик топлива (в данном случае «Газпром») может получить доступ только к половине мощностей трубопровода, другая половина предусмотрена под нужды независимых поставщиков. Проблема в том, что «независимых поставщиков» на этом участке попросту нет. Проще говоря, часть мощностей Opal все эти годы «простаивала» нетронутой: в 2016 году газопровод работал лишь на 59% от своей пропускной способности.
Политически не нравится, экономически выгоден. Что европейцы думают о СП-2
Подробнее
Российская сторона несколько лет добивалась от Брюсселя права получить полный доступ к Opal. Только в октябре прошлого года ЕК дала добро на расширение доступа. Варшава тут же оспорила это решение — расширение доступа российской монополии к трубопроводу приводит к концентрации на одном источнике поставок топлива, а это противоречит принципам диверсификации, считают в польском МИДе.
Как накануне заявил глава PGNiG Петр Возняк, Еврокомиссия должна оштрафовать «Газпром» и создать конкурентный условия на энергетическом рынке.
«Нарушения „Газпрома“ носят долгосрочный и серьезный характер. Они довели до серьезных нарушений на рынке газа в Центральной Европе. Это касается как конкуренции на рынке газа, так и финансовых потерь», — цитирует Возняка ТАСС.
РФ нужно строить и «Турецкий», и «Южный поток»
Причины регулярных конфликтов между Польшей и «Газпромом» следует искать в политической плоскости, скорее они являются отражением политической повестки страны по отношению к России, считает аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково Александр Собко.
Интересно, почему Польша активизировалась с претензиями к «Газпрому» именно в последнее время. Одной из причин этого стал запущенный в прошлом году собственный терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ), добавляет эксперт.
«На мировом рынке в ближайшие годы будет некоторое количество „лишнего“ сжиженного природного газа. Пока Польша получает небольшие объемы СПГ в рамках контракта с Катаром (1,5 млрд кубометров в год). Недавно было подписано соглашение об увеличении объемов поставок катарского топлива.
В прошлом году Польша получила также СПГ из Норвегии, а в июне ожидается прибытие танкера с американским газом. Мощность польского терминала достаточно велика — 5 млрд кубометров, недавно сообщалось о планах по расширению до 7,5 млрд кубометров. Также существуют планы по новому плавучему терминалу по приёму СПГ мощностью 4 млрд кубометров. Если эти планы будут реализованы, то в сумме все эти мощности по приему СПГ дадут свыше 11 млрд кубометров, что соответствует объемам поставок российского газа. Напомним, что контракт на поставку российского трубопроводного газа в Польшу завершается в 2022 году.
Однако к этому времени избыток предложения на мировом рынке СПГ исчезнет, поэтому экономически решение перейти от российского газа на СПГ для Польши в результате может оказаться неоправданным», — поясняет Собко.
Маршрут газопровода «Северный поток – 2». Инфографика
Подробнее
Вон из Европы!
Штрафами дело не ограничивается. В PGNiG хотели бы, чтобы «Газпром» продал доли в газопроводах Opal и «Ямал-Европа».
«Решение должно касаться, в частности, инфраструктуры, которая позволяет связывать инфраструктурные вопросы с торговыми соглашениями, а также сохранять исключительный контроль над путями поставок газа в Центральную и Восточную Европу. Например, газопроводы OPAL и «Ямал-Европа», а также хранилище газа «Катарина», — говорится в сообщении польской нефтегазовой компании.
OPAL попал. Почему Польша и Украина не пускают «Газпром» к трубопроводу
По мнению финансового эксперта Марка Гойхмана, в случае лишения «Газпрома» долей в трубопроводах, возможности влиять на цены, объемы, транзитные тарифы у европейской и, в частности у польской стороны, разумеется, расширятся. «Очевидно, что у Польши есть огромное желание „осадить“ Газпром и как монопольного поставщика, и просто как российскую компанию, в свете общей антироссийской политической риторики. Кроме того, немаловажно стремление показать значимость страны и, в частности, польского нефтегазового госконцерна PGNiG как важных игроков в данной сфере. Ну и наконец, ставя „палки в колеса“ „Газпрому“, есть элементарное стремление выторговать для себя от него какие-либо выгоды», — рассуждает Гойхман.
При этом эксперт подчеркивает, что сама постановка требований поляков выглядит «неадекватной, необоснованной и рассчитанной больше на внешний эффект».
Александр Собко сценарий, при котором «Газпром» продаст доли в газопроводах, называет маловероятным. Российская компания и так уже пошла на значительные уступки (в том числе и на ценовые) для европейцев, и этот компромисс всех устраивает. «Европейским регуляторам неоправданно на этом фоне вновь ухудшать отношения с „Газпромом“ из-за околополитических причин», — резюмирует эксперт.