Какие факторы могут укрепить и, напротив, девальвировать российскую валюту, АиФ.ru узнал у финансовых экспертов.
Shutterstock.com
Что принесет российской валюте первый месяц лета? Какие факторы могли бы укрепить рубль? Выгодно ли в июне покупать доллары и/или евро? Эти вопросы АиФ.ru задал финансовым аналитикам.
Сергей Костенко, инвестиционный аналитик Global FX
Поддерживающим рубль фактором можно назвать ставшее известным стимулирование иностранцев к игре в carry trade (стратегия, построенная на разнице процентных ставок в валюте фондирования и валюте инвестирования) с государственными облигациями.
Еще один фактор — все еще жесткая денежно-кредитная политика ЦБР, который удерживает процентные ставки на очень высоких уровнях, что, кстати, и является причиной интереса к carry trade на фоне искусственно заниженной инфляции.
Следующая причина — принудительное условие продажи части валютной выручки экспортерами на внутреннем валютном рынке в налоговый период, что на волне низкого спроса импортеров на валюту сдерживает ослабление рубля.
Что нужно знать о «народных облигациях», поступающих в продажу?
А теперь рассмотрим негативные для рубля факторы. Первый — это падение спроса на ОФЗ. Два последних аукциона Минфина ярко это продемонстрировали. Риск выхода игроков в carry trade из ОФЗ грозит обвалом российского финансового рынка и национальной валюты. Динамика доходности гособлигаций указывает на то, что интерес к этим бумагам в значительной мере снизился.
Второй — неспособность котировок нефти вырасти хотя бы к максимумам декабря 2016 года. Саммит ОПЕК+, который прошел на прошлой неделе в Вене указывает на то, что у участников пакта нет больше реальных возможностей предложить что-то новое рынкам для противостояния напора американских «сланцевиков».
Третья причина — вероятность понижения основной процентной ставки ЦБ РФ с уровня в 9.25% до 8.75% уже на заседании в июне.
И последний важный фактор негативных перспектив рубля — это продолжение повышения ставок ФРС не только в июне этого года, но и далее, а также начало сокращения ею баланса накопленных за период трех программ стимулирования гособлигаций Казначейства США.
Оценивая нынешнее положение, мы считаем, что локально рубль еще какое-то время может удерживаться на нынешних уровнях, до заседания ФРС, но не более того.
Евгений Волков, начальник отдела брокерских операций РосЕвроБанка
Российскую валюту в июне ожидает довольно непростой новостной фон. Во-первых, в середине июня состоится заседание ФРС США, на котором, скорее всего, будет принято решение о повышении ставки. Во-вторых, инвесторы существенно сократили объемы вливаний капитала в рубль в рамках операций carry trade, опасаясь падения курса российской валюты.
Трамп зальет рынок нефтью? Стоит ли готовиться к сырьевой революции в США
И наконец, цены на нефть будут находиться под давлением весь июнь, на фоне того, что игроки пока сомневаются, что страны ОПЕК и Россия смогут сдержать рост добычи нефти. На этом фоне, курс рубля может ослабнуть до 58-61 руб. за доллар, курс евро преодолеть отметку 65 руб. На наш взгляд, в этих условиях лучше всего направить 70% сбережений на покупку доллара, а оставшиеся 30% на покупку евро.
Андрей Кочетков, аналитик «Открытие Брокер»
В целом, процесс долгосрочного укрепления рубля завершился. Чтобы он продолжился нужны более высокие цены на нефть и существенный рост экономики. Пока речи о таких условиях нет.
Постепенно растет объем импорта, что будет негативно сказываться на платёжном балансе России. Ставка ЦБ снижается, и привлекательность облигаций федерального займа (ОФЗ) падает, а это означает постепенное свертывание сarry trade и сокращение поддержки рубля. Нефть больше смотрит вниз, так как усилия ОПЕК скорее предназначены для удержания котировок от обвала, а не для их роста. Поэтому в июне рубль будет торговаться вблизи текущих уровней 56-57 за доллар или даже начнет слабеть. Соответственно, курс евро также останется вблизи текущих уровней 63-64 рублей или незначительно повысится.
Все это говорит о том, что населению имеет смысл покупать валюту, если она понадобится для туристических поездок в ближайшие месяцы.
Спикер Сергей Козловский, руководитель аналитического отдела Grand Capital
Нефтяной фактор в качестве позитивного для курса рубля стоит рассматривать с осторожностью. Последняя реакция рынка на комментарии «ОПЕК+» по поводу сохранения пониженных объемов добычи вызвали фиксацию прибыли и коррекцию цен на 5%-7%. Это означает, что дальнейший рост котировок возможен только в случае возникновения каких-либо форс-мажорных событий или более жестких комментариев со стороны крупнейших экспортеров.
За Асада ответим? Чем опасны новые санкции США против РФ
Геополитические риски усиливаются в связи с сохранением западных санкций. Ранее присутствовавшая на рынке трампоэйфория улетучивается — и это дополнительный негативный фактор для рубля.
В июне доллар останется в коридоре 56 — 57 рублей с тенденцией к укреплению. Евро после волны покупок на оптимизме французских выборов скорректируется к 62,5 — 63 рублям.
Роман Паршин, генеральный директор ИК «Форум»
Июнь будет для валютного рынка небогатым на события. Во-первых, традиционно начинается сезон отпусков, что приводит к резкому снижению динамики и объемов торгов, который наблюдается уже сейчас. Во-вторых, «дамокловых мечей» в виде знаковых для рынка решений и событий практически не осталось, что в целом будет способствовать снижению общей нервозности и, как следствие, валютных скачков.
К слову о «дамокловых мечах» стоит выделить значимость принятого в формате «ОПЕК+» решения о продлении соглашения о сокращении предложения на 1,8 млн баррелей в сутки еще на 9 месяцев. Несмотря на то, что в целом решение должно было привнести на рынки огромную волну позитива, нефтяные котировки остаются на умеренно низких уровнях, особенно если учитывать взрывной рост, последовавший за принятием первого решения в конце 2016 года. Чуда не случилось, и нефть остается умеренно дешевой, не вернувшись даже к 53 долларов за баррель.
В отличие от конца 2016 года, решение экспортеров было принято на волне подъема добычи в США. Всего 5 месяцев оказалось американцам достаточно, чтобы вернуться к уровням 2015 года и даже уйти выше. Напомню, что, согласно свежему отчету Baker Hughes, число действующих вышек в США выросло до 722 единиц, а это уровень апреля 2015 года. При этом, с учетом того, что число вышек растет уже почти 4 месяца подряд, эта тенденция является договорной. Относительно дорогая нефть привела к тому, чего боялись и с чем боролись экспортеры по другую сторону океана — сланец все же поднял голову, причем достаточно высоко: скорее всего уже летом-осенью американские компании вернуться к максимальным значениям по уровню добычи, выливая на рынок по 9,6 млн баррелей в сутки, а это чуть меньше, чем предлагают Саудовская Аравия и Россия с учетом ограничений, установленных продленным договором. По сути такое наращивание добычи со стороны США полностью нивелирует для рынка весь эффект сокращения предложения в формате «ОПЕК+». Но, что важнее, сведет на нет весь эффект ценовой войны, которую возглавляли саудиты в 2014-2015 годах.
Сильный или слабый? Какой рубль нужен России
Все сказанное выше крайне важно для понимания динамики рубля на ближайшую перспективу. По сути, рубль, на который не действовали ни валютные, ни вербальные интервенции, должен растерять часть своей силы и самостоятельности, стать более управляемым, поскольку основной фактор, придававший ему силу, а именно растущая нефть, можно считать исчерпанным. С учетом высокой вероятности возникновения дефляции в экономике уже к июлю, скорее всего, ЦБ может в очередной раз попробовать скорректировать национальную валюту вниз через снижение ставки, но снижение вряд ли будет сильным — не более 25 базисных пунктов. Нельзя исключать и влияния сезонного фактора: физлица традиционно наращивают объемы покупок наличной валюты летом перед поездками за рубеж.
С учетом всего сказанного, на мой взгляд, в июне курс рубля будет колебаться в пределах 56-57,5 к доллару и 63-64 к евро.