фото: Геннадий Черкасов
Одобрение американским сенатом санкций, которое произошло на фоне повышения базовой ставки Федеральной резервной системы США, уже достигло определенных результатов. Индекс российской фондовой биржи РТС впервые за более чем полгода упал ниже 1000 пунктов. Подешевели котировки акций большинства отечественных «голубых фишек», особенно тех, которых касаются персональные американские санкции.
Впрочем, биржевая реакция на курс ценных бумаг — событие не долгосрочное, а разовое. Конфигурация новых санкций Вашингтона уже сейчас дает представление, к каким последствиям нужно готовиться.
Модификация указа Барака Обамы о санкциях против России, проведенная американским сенатом, подразумевает ввод ограничений против тех российский отраслей, которые еще не подвергались ограничительным мерам. По словам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, такими направлениями могут стать промышленное производство — обрабатывающий сектор, трубо- и сталепрокат, производство и поставки редкоземельных металлов.
Также Вашингтон намерен пресечь возможность предоплаты российских товаров и сырья западными покупателями. Такие схемы США рассматривают как скрытое кредитование. Санкции коснутся судоходных и железнодорожных госкомпаний России. Их активы в юрисдикции США могут быть заблокированы.
Ряд секторальных санкций ударит и по нефтегазовой отрасли: сохранятся ограничения передачи технологий для разведки и добычи нефти на глубоководье, арктическом шельфе и сланцевых залежей. Американским компаниям будет запрещена поставка товаров, услуг и технологий любым российским компаниям, ведущим такие проекты. Аналогичное вето распространяется на участие в подобных совместных проектах.
«Ужесточение санкций навредит деятельности почти всех российских компаний, так или иначе связанных с внешними поставками или отношениями. Власть скажет, что можно приспособиться к новым условиям, но бизнес, и так уже истощенной предыдущими мерами, еще больше увязнет в политической игре. За последние 3 года объем торговых отношений США и России упал на треть, и в будущем эта тенденция вряд ли обернется вспять », — отмечает Бодрова.
По мнению экспертов, главное нововведение в поправках сената США — это отсутствие гибкости и возможностей для Белого дома по самостоятельной отмене санкций. «Инвесторы ждут потепления отношений между Россией и США. Возможность отмены санкций стала основным фактором, способствовавших росту нашего рынка в конце 2016 года. Теперь ситуация усложняется, а отмена санкций становится более дальней перспективой, что и стало негативным фактором для нашего рынка», — полагает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев.
По мнению экспертов, основной негатив могут ощутить на себе «Газпром» и «Транснефть», так как это может прямо отразится на их трубопроводных проектах. «Газпром» работает над тремя такими — «Северный поток — 2», «Сила Сибири» и «Турецкий поток», которые могут пострадать от санкций.
«После того как европейские партнеры «Северного потока — 2» вместо долевого участия в капитале проекта решили перейти в схеме выделения прямых кредитов его оператору (его владельцами помимо «Газпрома» являются крупнейшие европейские энергетические концерны), это стало особенно актуально. Американский законопроект вводит санкции против инвесторов. Предлагается запретить поставки товаров, технологий, услуг, если рыночная стоимость таких контрактов превышает $1 млн. В этих условиях построить новый трубопровод будет сложно. «Газпрому» придется искать новую форму взаимодействия с партнерами», — уверен Алексей Калачев.
Читайте материал: Трамп пропустил очередной удар: Сенат проголосовал за новые антироссийские санкции