фото: Геннадий Черкасов
Укрепляться рубль начал с конца 2016 года. Правда, периодически его бросало из стороны в сторону. Впрочем, «деревянному» все же удалось улучшить свои позиции. Если в ноябре доллар стоил 64,3 рубля, то в мае уже 56,6.
Однако надолго сил нашей национальной валюте не хватило. Против нее направлены сразу несколько факторов. В частности, цены на нефть пошли вниз, что всегда критично для рубля. Как отмечает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман, «нефтяные цены опустились ниже $48 за баррель из-за больших запасов и роста добычи в США и некоторых других странах».
«Проблема в том, что далеко не все страны-экспортеры присоединились к соглашению о сокращении объемов добычи нефти. США, Канада, Бразилия, Ливия и ряд других стран продолжают бороться за долю на рынке, постоянно наращивая объемы производства», — поясняет первый замдиректора Института актуальной экономики Иван Антропов.
Злую шутку сыграли с рублем также спекулянты, которые используют инвестиционные технологии carry trade. Это такая стратегия действий инвесторов на валютном рынке, когда средства в национальной валюте с низкими процентными ставками (к примеру, доллары США) конвертируют в средства в национальной валюте с высокими процентными ставками (российские рубли). А после обратной конвертации фактически получают долларовый доход по рублевым процентным ставкам. Выгодно? Не то слово — сверхвыгодно! В значительной степени именно поэтому рубль и был в предыдущие месяцы переукреплен.
Однако с апреля объемы carry trade пошли на спад. Отчасти этому поспособствовали мартовское повышение базовой ставки ФРС США и плавное снижение ключевой ставки Банком России. К слову, американский и российский регуляторы на этом не остановились. На прошлой неделе ФРС повысила ставку до 1–1,25%, а наш ЦБ понизил показатель до 9%. Как отмечает инвестиционный аналитик Global FX Сергей Коробков, действия ЦБ «убавили интерес участников операций carry trade к российскому рублю».
Дополнительным ударом для нацвалюты, по словам Гойхмана, также стало «ужесточение антироссийских санкций, которые еще больше затруднят инвестирование в отечественную экономику».
Кроме того, не пройдет бесследно для рубля расследование по поводу гипотетического воздействия России на президентские выборы в США. «Создаются геополитические риски, связанные с нашей страной, что ограничивает вложения в рубли», — комментирует аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко.
К тому же, как подчеркивают эксперты, у властей были и остаются доводы в пользу ослабления «деревянного». И главный из них — дефицитный бюджет, который по-прежнему критично зависит от нефтедолларов: его надо срочно наполнять деньгами. Одно дело, когда доллар стоит 67,5 рубля (именно такой курс заложен в закон о федеральном бюджете на 2017 год), и совсем другое — если стоимость одного доллара порядка 56–57 рублей. Естественно, что в первом случае пополнять бюджет будет проще.
Поэтому эксперты склоняются к тому, что недавние слова главы Минэкономразвития Максима Орешкина об ослаблении курса до 68 рублей за доллар окажутся пророческими. Как прогнозирует Сергей Коробков, «в III квартале доллар будет стоить в районе 65 рублей и ориентировочно к концу года — 68 рублей». «В паре с евро рубль будет тоже слабеть, но несколько более медленным темпом, поскольку доллар усилит свои позиции по отношению к европейской валюте в связи с неоднократным повышением базовой ставки ФРС США», — полагает эксперт.