фото: pixabay.com
За последнее десятилетие потребление хлеба в стране, где он был всему голова, рухнуло на четверть. Такие данные привел министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
По его мнению, эти данные ни в коем случае не свидетельствуют о том, что население обеднело настолько, что «народный продукт» стал не по карману. Всему виной изменение вкусовых предпочтений россиян. Однако независимые специалисты убеждены в обратном: падение спроса на этот продукт — следствие не только изменения вкусов, но и роста стоимости изделий, которая зачастую не соответствует их качеству.
Мантуров отметил, что за десятилетие потребление хлеба сократилось с 66 до 49 кг на человека в год. По словам эксперта по качеству продуктов питания Максима Кадушкина, это связано с трендом на здоровое питание, которое подразумевает исключение углеводов. Чуть ли не из каждого утюга говорится, что есть хлеб вредно, продолжил специалист по качеству. «Многие девушки вообще отказываются от его потребления ради стройной фигуры», — отметил наш собеседник.
В то же время эксперт предположил, что статистика, подтверждающая падение потребления хлеба, может не учитывать предпочтения жителей сельских поселений и деревень. А погоня за стройной фигурой и здоровым питанием характерна в большей степени для жителей крупных городов.
С этим мнением солидарен аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко: «За 10 лет прилавки магазинов стали разнообразнее, хлеб перестал быть всему головой и основным продуктом питания, думаю, это и к лучшему. Современная концепция здорового образа жизни отводит хлебу очень небольшое место в рационе. В подтверждение тому — в общем числе покупок хлеба меньше всего по весу в магазинах премиум-класса и больше всего — в дискаунтерах. А производители хлеба просто следуют за этим трендом». По данным эксперта, за последние 10 лет производство хлеба и хлебобулочных изделий в России сократилось на 18%. В 2007 году производилось около 8 млн тонн хлеба в год, сейчас — около 6–7 млн тонн.
С точки зрения санитарии и микробиологии хлеб стал безопаснее. Он стал дольше храниться, отметил в беседе с «МК» Максим Кадушкин. Жители России заблуждаются, когда в качестве доказательства того, что продукт некачественный, отмечают появление на нем плесени, рассказывает специалист. Если современный хлеб вытащить из полиэтиленового пакета, изделие зачерствеет точно так же, как и несколько лет назад, когда его продавали без пакета. «Технологии шагнули вперед. Обработка муки стала более совершенна. Другое дело вкусовые предпочтения. Видовое разнообразие очень велико, — считает Кадушкин. — Хлеб стал гораздо вкуснее. Другой вопрос в том, что на прилавки он попадает уже остывший. Раньше горячий хлеб продавали из автомобиля завода. Сейчас такие изделия можно приобрести в небольших населенных пунктах. Они не стали хуже по сравнению с советскими временами, но выросли в цене».
Эксперт рассказал, что изделие, сделанное по ГОСТу и удовлетворяющее вкусовым предпочтениям потребителя, может стоить 10–15 рублей. «Такой продукт не будет плохим. Просто он будет сделан с использованием самых простых технологий», — подчеркнул специалист.
Впрочем, Кирилл Яковенко не совсем согласен с оптимистическими оценками качества хлеба. «Снижение качества хлеба — это экономический факт: падает рентабельность, и, чтобы ее поддержать, используются более дешевые ингредиенты, разного рода разрыхлители и консерванты, — отметил он. — Начинать надо с проверки качества зерна, потому что у многих производителей, в том числе иностранных, есть вопросы по содержанию в отечественном сырье спорыньи и других видов плесени в количествах, превышающих норму». По мнению собеседника «МК», цена хлеба будет расти вместе с остальной потребительской корзиной, но несколько медленнее: это социально значимый товар, и инфляцию по нему власти сдерживают искусственно. Тем самым, к слову, порождая еще большее снижение качества.
Между тем Минпромторг анонсировал всероссийское исследование качества хлеба, в рамках которого проверит хлеб по 50 показателям качества и безопасности. Позволит ли такое исследование вернуть хлеб на столы россиян — вопрос риторический.