Перспективный самолет, в котором очень заинтересованы представители российских силовых ведомств, может стать очередной жертвой украинского кризиса.
Ан-148. © /
Сергей Старостенко
/ РИА Новости
Выпуск ближнемагистрального самолета Ан-148, который являлся совместным проектом России и Украины, в России будет прекращен. Об этом сообщает источник РИА Новости в структурах российского авиапрома.
Ранее об этом же сообщил агентству представитель украинского КБ Антонова. По его словам, история самолета в России завершится после сборки двух последних самолетов на заводе в Воронеже.
«Большой интерес был к Ан-148, который делался в Воронеже. Интерес проявили как гражданские авиакомпании, так и Министерство обороны. К сожалению, политика оказалась сильнее разума и ранее сложившегося режима взаимоотношений», — приводит РИА Новости слова источника.
Клоуны остались. Корпорация «Антонов» предложила Трампу свой самолет
Большой проект постсоветского периода
В начале 1990-х годов, когда кризис авиационной промышленности на постсоветском пространстве только начинался, перед конструкторами встала задача создания лайнера, который смог бы прийти на смену самолету Ту-134, надежной «лошадке» ближних авиалиний.
В КБ Антонова к вопросу подошли творчески, решив, что новый самолет должен иметь увеличенную дальность полета по сравнению с Ту-134, а также быть легче, поскольку платежи в аэропортах за взлёт-посадку начисляются, исходя из веса воздушного судна.
Практические работы по проектированию были начаты под руководством Петра Балабуева, легендарного конструктора, возглавившего КБ Антонова после смерти его основателя.
Ан-148 — это принципиально новая машина, задуманная как база для целого семейства лайнеров. Всего на его базе было разработано 11 военных и гражданских модификаций, включая транспортный самолет и «летающий госпиталь».
Но все же изначально Ан-148 должен был стать самолетом, который сможет доставить 70-85 пассажиров на расстояние от 2100 до 4400 км.
Отлетались. Украинский авиаконцерн «Антонов» прекратил своё существование
Подробнее
Совместное производство нужного самолета
Первый полет Ан-149 совершил в декабре 2004 года. При разработке самолёта были использованы узлы и агрегаты производства 214 фирм из 15 стран мира, включая Россию, США, Францию и др.
В 2007 году были произведены испытания, доказавшие, что Ан-148 способен совершать посадки на неподготовленные грунтовые аэродромы.
К 2012 году потребность в самолете до 2026 года оценивалась производителем в 500 экземпляров.
Этот проект действительно обещал быть прорывным для украинского авиапрома.
И не только для него. Более трети деталей и узлов самолета производилось в России. Российские авиакомпании, МЧС и Минобороны проявляли большой интерес к закупкам Ан-148. Предполагалось, что производство нового лайнера, помимо Украины, будет налажено на предприятии «Воронежское акционерное самолётостроительное общество».
Любопытно, что первый серийный Ан-148 был сдан в эксплуатацию в Воронеже в октябре 2009 года. Первый серийный Ан-148 от Киевского авиазавода был готов лишь в декабре 2009 года.
Чужая «Мрия». Украина продала Китаю самый большой в мире самолёт
Россия покупает. Северная Корея тоже
И у Украины, и у России планы на этот самолет были, что называется, наполеоновские. Речь шла о создании сотен машин с выходом на темпы производства 45-50 самолетов в год.
В реальности же пиковым для проекта стал 2013 год, когда было произведено 9 самолетов.
Всего было получено чуть менее 60 подтвержденных заказов, из которых выполнены 39.
Причем главным заказчиком оказалось… Минобороны России, которое получило на сегодняшний день 10 из 15 самолетов, которые были предусмотрены контрактом. Для сравнения — заказ украинского Минобороны составил только 2 самолета. Всего же из 39 произведенных Ан-148 целых 35 были созданы по заказу российских структур. А еще два находятся в эксплуатации у Air Koryo (Korean Airways) — национальной авиакомпании Северной Кореи.
Эксперты признают, что Ан-148 — самолет хороший, и уже «летающий», то есть вошедший в стадию реальной эксплуатации, преодолевший период устранения относительно мелких и крупных недостатков.
Самолет Ан-148-100 (слева) в цехе ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». Фото: РИА Новости/ Сергей Мамонтов
Политика мешает, но у военных большие планы
Но, как уже говорилось, по проекту ударила политика. Пришедший к власти на Украине после переворота в феврале 2014 года режим взял курс на свертывание сотрудничества с Россией. В этих условиях шансов на «выживание» у Ан-148 было не больше, чем у других совместных проектах. О замораживании производства Ан-148 в России говорили еще в 2018 года, новые заказы на самолет перестали поступать.
В России от прекращения производства Ан-148 более всего могут пострадать силовики. Только в феврале 2017 года источники в Минобороны сообщали о намерении пополнить свой авиапарк новыми Ан-148. А на официальном сайте Росгвардии можно прочитать отчет о брифинге начальника Главного управления авиации Росгвардии — начальника авиации войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенанта Александра Ивановича Афиногентова, состоявшемся 6 июня 2017 года.
В частности, генерал Афиногентов сказал, что в 2018-2025 годах планируется закупить для нужд Росгвардии самолеты Ил-76МД-90А, Ту-204-300, Ан-148, Ил-112В.
На чём взлетим через 15 лет. Потеснят ли наши самолёты «боинги» и «эрбасы»?
Чем можно заменить Ан-148?
Ответ на вопрос, чем военные заменят Ан-148, не самый простой. Ближе всего к нему «Сухой Суперджет 100», но российские военные отказываются от его закупок из-за большого числа иностранных комплектующих.
Альтернативой может стать Ил-114, возрождение проекта которого ведется в настоящее время. Однако до того момента, как производство будет запущено и сможет удовлетворять заказы, пройдет еще несколько лет.
Впрочем, возможно, что хоронить Ан-148 рано. «Национальная служба новостей» со ссылкой на компанию «Ростех» опровергает остановку производства в России самолётов Ан-148. Как утверждают в компании, у Воронежского авиационного завода (ВАСО) сохраняется действующий контракт с Минобороны на поставку самолётов украинского конструкторского бюро.
Кукуруза вместо самолётов. Что происходит с промышленностью Украины
Подробнее
Украина хочет поставлять Ан-148 Казахстану. А может ли?
Что касается Украины, то в КБ Антонова в последнее время были заняты вопросом замены российских комплектующих на Ан-148, количество которых доходило до 50 процентов. Как утверждают на Украине, эта задача решена.
Но загвоздка в том, что покупателей на Ан-148 после ухода россиян почти нет. Украинские авиакомпании и рады бы приобрести, но средств на это у них нет. Был крупный заказ на поставки сразу 10 самолетов сирийской авиакомпании, но сейчас он заморожен. На европейский рынок Ан-148 выйти не может, поскольку для этого ему нужно проходить длительную и сложную процедуру лицензирования.
В середине июня вице-премьер-министр — министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко заявил, что Украина разрабатывает планы по обеспечению казахских авиакомпаний пассажирскими самолетами Ан-148 и Ан-158 (модификация Ан-148 — прим. АиФ.ru).
План амбициозный и достойный уважения, но есть одно «но» — способна ли сегодняшняя Украина к выполнению массовых заказов по производству самолетов? Если в России, пусть с большими проблемами и трудностями, но самолеты строятся, то на Украине в постмайданный период производство авиатехники упало практически до нуля.