Клуб олигархов в Совете потребителей
фото: ru.wikipedia.org

В Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» входят 16 человек. Это представители крупнейших российских предприятий и холдингов: Газпрома, НЛМК, Мечела, Магнитки и прочих участников ассоциации «Русская сталь», машино- и вагоностроителей в лице «Трансмашхолдинга», «Уралвагонзавода», угольщиков и, конечно, представителей «дочек» РЖД типа ФГК и «Трансконтейнер».

Малозаметная организация является местом жесткого столкновения крупнейших лоббистов и капиталов. Если посмотреть, кто стоит за аристократичными лицами топ-менеджеров, заседающих в совете, то за ними просматриваются интересы знакомых всем олигархов. Роман Абрамович (Forbes #12), Искандер Махмудов (Forbes #19), Андрей Бокарев (Forbes #52), Металлургов – Игорь Зюзин, Виктор Рашников (Forbes #14), Алексей Мордашов (Forbes #2), Анатолий Седых, от вагоностроителей – Александр Несис (Forbes #42) . От разных отраслей выступают Владимир Лисин (Forbes #3), Геннадий Тимченко (Forbes #4). Их суммарное состояние зашкаливает за 100 миллиардов долларов. Это далеко не полный список. Естественно, что в Совете потребителей образуются тематические фракции «металлургов», «машиностроителей», «операторов рынка».

В результате Совет потребителей, вместо того чтобы стать локомотивом реформ РЖД и экспертной площадкой, превратился в один из влиятельных клубов по защите бизнес-интересов. Причем само «РЖД» играет на всех площадках: своей как РЖД, перевозчиков – ее дочерние ФГК и «Трансконтейнер», машиностроителей – так как РЖД является единственным заказчиком локомотивов и регулятором на рынке вагонов.

Сегодня можно говорить о формировании нескольких фракций внутри Совета потребителей, которые больше борются между собой, лоббируя свои узкие интересы, нежели выступают с координированной позицией по отношению к РЖД (чем РЖД, естественно, пользуется):

фракции угольщиков — как самых крупных грузоотправителей и чей бизнес строится на экспорте угля. Именно с этим связывают многие проблемы отрасли – перекрестное субсидирование убыточных для РЖД перевозки угля за счет нефти, нефтехимии, удобрений, металлопродукции, зерна; фракции металлургов, представленной объединением «Русская сталь»; фракцией вагоностроителей и локомотивостроителей; фракцией операторов вагонного парка. И собственно РЖД.

Основную проблему жд перевозок участники рынка формулируют просто: тарифы растут, а проблемы никуда не деваются. Аналогичным образом может выразиться и простой пассажир: билеты дорожают, а высокое качество и скорость не гарантированы. То есть получается, что РЖД самостоятельно реформируется достаточно медленно или может просто имитировать реформу, а подтолкнуть монополию к реформированию должны сами участника рынка.

На сегодняшний день, судя по всему, Совет потребителей не справился со своей основной задачей. Интересы миллиардеров сталкиваются на этой площадке, а в конечном счете дорожают продукты на столе россиян, так как проблемы РЖД остаются одними и теми же в течение многих лет, несмотря на кадровые перемены и провозглашенные реформы. Не оправдались и большие надежды, связанные с созданием Совета потребителей. Хотя к делу приступить никогда не поздно, ибо «воз и ныне там».


Читайте также:

Добавить комментарий