фото: Геннадий Черкасов
Наибольший разрыв в окладах мужчин и женщин в России наблюдается в возрастной группе от 35 до 39 лет. Как говорится в аналитическом докладе Института стратегического анализа ФБК, это объясняется тем, что начиная с 25 лет вплоть до 40 лет женщины склоны рожать детей и именно на эти возрасты приходится дошкольный период воспитания ребенка, требующий большего внимания и присутствия женщины дома, включая больничные листы, а также сокращение возможности для обучения.
Причем, как следует из исследования, в последние годы российские женщины рожают все позже. Если в середине-конце 2000-х годов пик рождаемости приходился на 20-24 года, то теперь он сместился к 25-29 годам. Соответственно изменился и пик гендерного разрыва оплаты труда, который ранее приходился на возраст в 30-34 года.
Получается, что и сами женщины, и работодатели не считают приоритетом успешно делать карьеру и стремиться получать максимальную заработную плату примерно до 40 лет. После достижения этого возраста ситуация меняется — работодатели становятся спокойными за женщин, вернувшихся из декретных отпусков по уходу за ребенком, а женщины в гораздо большей степени посвящают себя работе и профессиональному росту, поскольку дети уже подросли. Большинство женщин начинают наверстывать упущенное и рассматривать зарплату в качестве весомой прибавки к пенсии. Тем самым, гендерный разрыв окладов сокращается с 33% в 35 лет до 22% к 55 годам. Впрочем, работодатели осознают, что к этому возрасту женщины уже не могут себя проявить так, как они могли бы это сделать два десятилетия назад, и редко повышают оклады тем, кто достиг этой возрастной отметки.
У мужчин, напротив, по достижении 55 лет полноценная трудовая деятельность, как говориться, «еще кипит». Сильный пол не особенно чувствует приближение старости и еще не готовится выйти на заслуженный отдых.
В отличие от России, в Европе наибольший гендерный разрыв в заработных платах приходится на возраст старше 65 лет. Это объясняется несколько иной ситуацией на рынке труда — в ЕС вовлечено в рабочий процесс вовлечены женщины практически всех возрастов, так как перерывы в работе, связанные с деторождением, сведены до минимума. По данным Евростата, в среднем декретный отпуск каждой матери здесь не превышает одного месяца. В нашей стране на эти цели тратится не менее девяти месяцев. Учитывая, что значительная часть женщин делает длительный перерыв в работе без увольнения, то средняя оценка декретного отпуска у них превышает один год.
Выходит, что на Западе женщины практически не теряют времени на рождение и воспитание ребенка в первые месяцы его жизни, тогда как у нас эти обстоятельства приводят к некоторой потере квалификации и утрате возможности для карьерного роста.
Любопытно отметить, что гендерный разрыв оплаты труда в России существует даже несмотря на то, что уровень образования российских женщин гораздо выше, чем мужчин. Более 40% представительниц слабого пола нашей страны имеют высшее образование, тогда как у сильного пола этот показатель равен всего лишь 28%. Заработная плата у женщин выше только в группе лиц с школьным аттестатом, да и то только на 1%. Для сравнения, среди тех, кто окончил институт или университет, а также защитил кандидатскую диссертацию разрыв достигает 75%.
Как говорится в исследовании ФБК, анализ статистических данных иллюстрирует отсутствие какой-либо тенденции во взаимосвязи между гендерным разрывом оплаты труда и темпами роста экономики в стране. С 2005-го по 2007 год, когда наблюдался рост российской экономики, этот разрыв сокращался. После кризиса 2008 года падали оба показателей. Затем, с 2009-го по 2011 год, когда экономика начала восстанавливаться, зарплаты женщин все равно некоторое время еще больше отставали от окладов мужчин.
Отсутствие какой-то определенной закономерности в этом плане не могут объяснить ни в МВФ, ни во Всемирном банке. Тем не менее, все экспертные группы отмечают долгосрочную тенденцию: по мере развития экономики гендерный разрыв в оплате труда будет продолжать сокращаться. В России, если темпы такой динамики будут такими же, как в последнее десятилетие, уже к середине столетия зарплаты женщин сравняются сравняются с доходами мужской части населения.