фото: Алексей Меринов
По мнению авторов внесенного в Госдуму законопроекта, касающегося проблемы алкоголизации населения, ценовая доступность пива в пластиковой таре большого объема способствует увеличению его потребления, что наносит вред здоровью нации. Инициаторы документа предлагают с 2019 года запретить выпуск и продажу алкоголя в «пластике» в объеме более одного литра, а с 2020 года максимальный объем такой тары должен быть ограничен 500 миллиграммами.
В пояснительной записке к документу приводятся данные Всемирной организации здравоохранения, которая сигнализируют о ежегодной гибели более 3 млн человек в мире от злоупотребления алкоголем. По данным Минздрава РФ, 33% юношей и 20% девушек ежедневно употребляют горячительное, в первую очередь пиво. «Ценовая доступность пива в полимерной таре большого объема способствует алкоголизации молодежи с переходом на потребление более крепких напитков» — таким аргументом руководствуются авторы законопроекта.
С ПЭТ-тарой для алкоголя государство борется не первый год. Сначала были запрещены продажи емкостей до 5 литров, которые многие россияне брали для поездок «на шашлыки». В 2016 году с прилавков исчезли баклажки объемом более 1,5 литра (сейчас на такой посуде отмечают объем в 1,4 литра). Это был компромисс: руководство страны и бизнесмены договорились, что ниже этой отметки допустимый объем пластиковой упаковки для пива не сократится. Спустя два года законодатели решили принять более кардинальные меры.
Впрочем, эти инициативы скорее способны навредить отрасли, нежели отучить российских любителей от хмельного напитка. По словам главы совета Союза российских пивоваров Андрея Губки, на протяжении последних 10 лет с пивной отраслью происходили законодательные изменения, отразившиеся на объемах производства. «Мы наблюдаем более 35% падения производства и продаж за последнее десятилетие», — отмечает эксперт. Основным фактором, повлиявшим на сокращение потребления, он указывает запрет на пластиковые упаковки более 1,5 литра.
Как отмечает вице-президент компании «Балтика» Алексей Кедрин, установленный для российского рынка предельный объем пластиковой упаковки в 1,5 литра позволяет производителям и смежным отраслям постепенно адаптировать производственные процессы к новым требованиям. «Дальнейшее ограничение объема ПЭТ нецелесообразно, поскольку крайне негативно скажется на пивоваренной отрасли, не оказывая при этом влияния на снижение потребления алкоголя. Практика показывает, что решение этой проблемы требует не новых законодательных ограничений, а эффективного комплексного применения действующего законодательства и заинтересованного участия государства, общества и отрасли», — отмечает представитель компании.
Независимые производители пива согласны с такой точкой зрения. По словам члена президиума «ОПОРЫ России» Алексея Небольсина, отказ от продажи пива в ПЭТ-таре объемом выше 0,5 литра отразится не только на доходной части крупных производителей, но и ограничит поступления в федеральный бюджет от продажи этого вида алкоголя. «Ежегодно в казну поступает около 150 млрд рублей от акцизов на торговлю пивом. Если инициаторы этого законопроекта добьются его согласования на уровне Госдумы и Совфеда, то производители из-за снижения рентабельности могут сократить свои мощности на 10%. В связи с этим доходы бюджета от пивных акцизов, которые сейчас составляют 150 млрд в год, сократятся на 10% — то есть на 15 млрд рублей. Для федеральной казны, в которую ежегодно поступает около 360 млрд рублей от торговли алкоголем, это будет вполне весомая сумма».
Как полагает Кедрин, падение пивоваренного рынка в 2017 году составило 5%. В отличие от пива спрос на водку в России в 2017 году вырос на 9% и составил почти 80 млн декалитров на душу населения. Тогда как потребление пива с 2012 года снизилось с 70 до 40–45 литров. «Новое ограничение ПЭТ-упаковки приведет к негативным последствиям и для потребителей. Рост цен на пиво спровоцирует смещение спроса в сторону более доступного крепкого алкоголя, что противоречит государственной концепции по снижению уровня алкоголизации населения», — отмечает эксперт.