Важно, что теперь информация о доходах людей из власти является для нас прозрачной.
Николай Миронов. © /
Из личного архива
Николай Миронов, руководитель Центра экономических и политических реформ
Причём публично оглашаются не только зарплаты чиновников, но и общие доходы их семей, и имущество — это, конечно, факт позитивный. Это говорит о том, что государство пытается стать более открытым. Может быть, это происходит пока не в полной мере, потому что далеко не все родственники обязаны попадать в декларации. Но и то, что есть, уже прогресс.
Богач или бедняк? Что чиновники указали в декларациях о доходах за 2017 год
Подобные отчёты позволяют обществу быть в курсе и при необходимости влиять на ситуацию. Потому что власть теперь вынуждена оглядываться на возможное выражение общественного неудовольствия по поводу чьих-то чрезмерных аппетитов. Например, теперь пресс-секретарям приходится объяснять обществу, почему и как у их шефов выросли доходы. Печалит в этой истории другое: реальные доходы населения растут очень медленно и не обгоняют инфляцию. И на этом фоне такие цифры в декларациях выглядят не совсем прилично.
Речь не о том, что чиновники должны жить плохо, — это неправильный подход. Они должны жить хорошо. Ещё Перикл, когда создавал в Древних Афинах систему госуправления, ставшую базисом для всех последующих систем, говорил, что чиновникам нужно платить деньги. Иначе они либо начнут воровать, либо у власти окажутся непрофессионалы. Поэтому рост зарплат должен быть синхронный: и у народа, и у чиновников.
Кстати, и среди чиновников есть серьёзное расслоение. Рядовые служащие федеральных министерств и региональных управлений получают маленькие зарплаты. А чтобы госаппарат работал качественно, нужно достойно платить всем специалистам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции