фото: pixabay.com
Очередная ежегодная встреча участников картеля ОПЕК и независимых производителей нефти состоится 22–23 июня в Вене. Официальная повестка дня неизменна — основные добывающие державы должны подтвердить намерения, утвержденные в конце 2016 года, когда была создана неформальная организация ОПЕК+. В ее задачу входил план мер, способствующий повышению цен на нефть, упавших с 2014-го до 2016 годов со $114 до $28 за баррель. Единственным инструментом спасения стоимостной конъюнктуры стало решение об ограничении добычи — 25 стран-участников ОПЕК+ согласились совместными усилиями сократить добычу на 1,8 млн баррелей в сутки.
Ставка на сокращение производственных мощностей сыграла — цены на нефть дошли весной 2018 года до $70–80. Теперь основные участники ОПЕК+ хотят поменять условия сделки. Россия и Саудовская Аравия, являющиеся мировыми лидерами производства «черного золота», настаивают на увеличении объемов добычи. Не исключено, что саудитам подобную позицию навязал Вашингтон. Американский президент Дональд Трамп уже не раз жаловался на чересчур высокие сырьевые котировки, а комитет по вопросам юстиции Конгресса США составил законопроект, который в случае его принятия позволит американским судам рассматривать антимонопольные иски в адрес государств, которые, по версии американских законодателей, нарушают правила игры на мировом нефтяном рынке.
В результате котировки нефти за последнюю пару недель откатились с $80 до $72–75 за баррель. И государственные ведомства, и рыночные спекулянты застыли в ожидании: решение, принятое в ходе нефтяных сессий ОПЕК+, может либо подкинуть котировки «черного золота», либо вернуть их к минимальным величинам позапрошлого года.
Игра на понижение
Новые правила игры в рамках ОПЕК+, которые предлагают Россия и Саудовская Аравия, не совсем корректно называть прямым повышением уровня добычи нефти. Причем сразу по нескольким причинам.
Во-первых, предложение касается только III квартала сего года, когда, как полагают его инициаторы, увеличится сезонный спрос на энергоресурсы. Поэтому решение в пользу такого сценария не окончательное и в дальнейшем будет требовать дополнительного одобрения.
Во-вторых, Россия и Саудовская Аравия уже сейчас нарушают условия договора с другими участниками ОПЕК+ об уровне добычи «черного золота». Наша страна делает это третий месяц подряд: в марте сделка с российской стороны была выполнена примерно на 94%, а в апреле и мае — на 95%.
В свою очередь, Саудовская Аравия, по данным компании Kеpler, которая отслеживает международную судоходную логистику, в мае увеличила производство нефти на 100 тыс. баррелей в день и нарастила экспорт на 300 тыс. «бочек» в сутки. Предполагается, что в июне Эр-Рияд продолжит увеличивать добычу и экспорт в аналогичных пропорциях.
И наконец, в-третьих, предложение заключается в увеличении производственных мощностей не более чем на 1,5 млн баррелей в сутки. Это верхний порог пожеланий Москвы и Эр-Рияда, но значительным прогрессом окажется решение даже о повышении добычи в пределах 300–600 тыс. баррелей.
Между тем увеличение нефтяного производства в максимально затребованных объемах, то есть на 1,5 млн баррелей, все равно не дотягивает до 1,8 млн, на которые страны ОПЕК+ договорились снизить добычу в 2016 году. Формально меморандум по снижению добычи будет действовать. Изменятся, как говорит глава Минэнерго России Александр Новак, лишь «формат взаимоотношений». Другими словами, участники ОПЕК+ продолжат оставаться в рамках заключенной сделки, но получат весомую уступку, которая в условиях нынешних котировок углеводородов позволит, например, России заработать «сверх нормы» более $1,6 млрд. Правда, лишь в том случае, если цены на нефть не будут падать.
Нефтяной тяни-толкай
Российско-саудовская инициатива уже нашла сторонников и противников. Как заявил министр углеводородов Эквадора Карлос Перес, его страна может увеличить добычу нефти на 20–25 тыс. баррелей в сутки, если условия смягчения сделки ОПЕК+ будут одобрены. Очевидно, что такой объем — капля в море. Ведь только Россия рассчитывает увеличить производство «черного золота» в 6–8 раз больше. Тем не менее если к Эквадору присоединятся другие добывающие страны из числа ОПЕК+, то эффект может оказаться довольно внушительным.
Правда, свое неприятие к идее повышения добычи в рамках ОПЕК+ выразили Иран, Венесуэла и Ирак. В частности, как заявил иранский делегат в нефтяном картеле Хуссейн Каземпур Ардебили, Тегеран при содействии Каракаса и Багдада заблокирует предложение Москвы и Эр-Рияда на очередной встрече добывающих государств в Вене.
С одной стороны, оппоненты России и Саудовской Аравии способны не пропустить инициативу повышения объемов добычи. По словам начальника аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергея Суверова, в отсутствие единогласного решения ОПЕК+ будет не вправе провести изменения в структуре добычи, которые интересуют отдельных игроков. «Для несогласных перемена производственной политики не принесет преференций, поэтому им нужно, чтобы все оставалось на своих местах. Если Саудовская Аравия и Россия отдельно решат, что их выгода превалирует над интересами остальных участников сделки, то неофициальная коалиция ОПЕК+ развалится. Это будет сопровождаться скандалами, на которые нефтяной рынок отреагирует долговременным хаосом, сопровождаемым ценовой истерией», — полагает эксперт.
С другой стороны, позиции государств, не согласных с Москвой и Эр-Риядом, на мировой нефтяной площадке относительно шаткие. Каждая из стран в последние месяцы не была способна наращивать производство «черного золота». По данным Международного энергетического агентства, в Венесуэле добыча нефти в мае снизилась на 50 тыс. баррелей в сутки, и эта тенденция обещает продолжиться. В Иране, по оценке ING Research, сокращение производства за этот год составит 500 тыс. баррелей. Падение добычи также наблюдается в Анголе и Мексике — давних представителях ОПЕК. В целом из-за производственных проблем этих стран мировой рынок «черного золота» рискует недосчитаться более 1 млн «бочек» нефти, в связи с чем предложение Москвы и Эр-Рияда выглядит достаточно объективным. Рост добычи другими государствами сбалансирует рынок и лишит противников повышения квот миллиардов долларов возможной прибыли.
К слову, как заявил министр нефти Ирана Бижар Намдар Зангане, его страна не будет принимать участия во встрече ОПЕК+ 23 июня. Другими словами, Тегеран дистанцировался от решения вопроса о повышении добычи, что увеличивает шансы Москвы и Эр-Рияда продвинуть свое предложение в рамках оставшихся игроков коалиции — тем более что ни Каракас, ни Багдад пока не выступали с официальной критикой расширения квот. Поэтому есть определенная надежда, что российско-саудовская инициатива обретет реальные очертания. Правда, стоит ли выделка овчинки?
Ценовая дистрофия
Диагнозы, которые будет получать конъюнктура нефтяного рынка в обозримом будущем в зависимости от предстоящего решения ОПЕК+, можно определить уже сейчас. Как полагает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич, если основные добывающие страны отвергнут предложение России и Саудовской Аравии, то это, несомненно, окажет положительное влияние на котировки нефти, которые снова начнут расти и в ближайшие недели вновь будут штурмовать планку в $80 за баррель.
Если ОПЕК+ согласится с предложениями России и саудитов, но оставит этот вопрос до следующего заседания, то цены на нефть снова будут снижаться, хотя и не такими стремительными темпами, как сейчас. «Стоит готовиться к падению стоимости барреля в область $70. Эту тенденцию можно расценивать как негативную, но останется надежда, что ситуация исправится за один-два месяца», — полагает эксперт.
Самое минимальное влияние на сырьевой рынок окажет решение о повышении добычи не на 1,5 млн баррелей, а на 300–600 тыс. Фактически основные добывающие страны ОПЕК+ официально распишутся в том, что выполнение нынешних обязательств в рамках заключенного меморандума им невыгодно и они отказываются соблюдать условия сделки. «Это наиболее ожидаемый исход», — полагает Купцикевич. Цены на нефть в таком случае окажутся снова в подвешенном состоянии, и прогнозировать их рост или падение будет крайне сложно. То есть ценовой результат в пределах $70–72 никого не удивит.
«Если ОПЕК+ согласится с самым кардинальным предложением россиян и саудитов, а общее решение о повышении добычи ОПЕК+ окажется на уровне 1,5 млн баррелей, то резонно ожидать мощной волны распродажи нефтяных фьючерсов за ближайшие два-три месяца», — уверен эксперт. Нефть может потерять 5–7% в течение одного дня после проведения саммита. При ценах в $75 за баррель это будет означать провал до $69, а если стоимость «бочки» до и во время саммита упадет ниже $72, то это потенциально способно отправить «черное золото» в длительное пике», — отмечает эксперт.
В целом, как полагает аналитик, нефть, подорожавшая с начала года с $61 до $77 за баррель и даже уже успевшая перейти отметку в $80, «гребла против течения». Предложения в основном превышали спрос. Заслуга роста главным образом принадлежала спекулятивным операциям с биржевыми фьючерсами, а не фундаментальным характеристикам.
В связи с этим, по словам директора аналитического департамента «Альпари» Александра Разуваева, основным вопросом, который будет рассматриваться в Вене, может стать не столько возможность повышения добычи, а постоянная поддержка мировых цен на нефть в диапазоне $60–65. Именно так некоторые страны-участники ОПЕК+ смогут превышать квоты на добычу, не опасаясь претензий со стороны своих партнеров по сделке. Главное, чтобы цены не падали ниже.
Только смогут ли добывающие страны, которым по силам резко нарастить производство «черного золота», справиться со своими аппетитами? «Сейчас текущие уровни добычи недостаточны для удовлетворения возросшего спроса. Намерения увеличить мощности бесконтрольно, высокими, почти ненормальными темпами наверняка обвалят котировки», — считает Купцикевич.
«Даже если на саммите предложение о повышении объемов добычи будет лишь обсуждаться, сама по себе тема грозит обвалить баррель в район $65. Биржевые трейдеры быстро вернутся к страхам, которые двигали рынок несколько лет назад, и мир утонет в добытой, но невостребованной нефти. Если квоты повысят, то «бочка» рискует провалиться до $60», — считает Суверов.
Развал в пользу Америки
Тем не менее, как полагает большинство экспертов, ОПЕК+ жизненно необходимо расширять свои производственные линии. Дело в том, что пострадавшие покупатели нефти из Ирана и Венесуэлы, падение добычи в которых исключает предоставление им повышенных квот, уже ищут новых поставщиков. Высвободившуюся долю нефтяного экспорта грозят захватить американские компании, которые способны быстро восстановить добычу сланцевых углеводородов при мировых ценах на сырье в $70 и выше.
Впрочем, есть и конспирологическая версия. По данным Bloomberg, об увеличении добычи на 1 млн баррелей саудитов якобы неофициально попросили США. Американский президент Дональд Трамп в соцсетях выразил недовольство стремительно растущими ценами на «черное золото».
На первый взгляд такая атака должна фокусироваться на Иране, с которым как у Эр-Рияда, так и Вашингтона давно существуют напряженные отношения. После отмены американских санкций Тегеран сумел нарастить добычу нефти почти до 4 млн баррелей. Это позволило Ирану заработать несколько десятков миллиардов долларов. «Выход США из «ядерной сделки» с Ираном чрезвычайно беспокоит Трампа. Вашингтону необходим новый рычаг давления на Тегеран. Выбирать приходится из вооруженного конфликта и экономических обстоятельств. Эр-Рияд, который достаточно сильно зависит от США в финансовом плане, снова становится главным союзником Вашингтона».
В связи с этим, по мнению эксперта, предложение об изменении квот на добычу в рамках ОПЕК+ может быть принято. Однако непонятно, как будет существовать эта неофициальная организация, поведение участников которой диктуется третьими лицами. «Развал ОПЕК+ уже предопределен, осталось ждать момента, когда большинство его участников откажутся от своих обязательств и цены на «черное золото» снова отправятся в свободное плавание», — полагает Суверов.