Всеведущая эгоистичная сволочь, обладающая сверхъестественными способностями, — существо нереальное.
Александр Аузан. © /
Евгений Биятов
/ РИА Новости
Ну, Адама Смита
ещё Онегин,
добрый мой приятель,
глубоко уважал.
Александр Сергеевич Пушкин,
великий русский поэт
Несколько слов о Homo altruistus
33 тысячи добровольцев приняли участие в самых разных проектах за 2,5 года работы ресурсного центра «Мосволонтёр», созданного при поддержке правительства Москвы. Самому старшему добровольцу 84 года, самому молодому 7 лет, он участвует в волонтёрской деятельности вместе с родителями.
«Взаимопомощь — фактор эволюции». Валерий Фадеев о годе добровольца
Информация об акциях, для организации которых нужны волонтёры, и порядке участия в них — на сайте mosvolonter.ru.
Хочу высказать несколько еретический взгляд на экономику: никаких фирм, государств и домохозяйств нет — есть разные комбинации людей. Когда мы слышим: «Этого требуют интересы фирмы», — надо немножко поскрести пальцем и понять, чьи интересы имеются в виду. Это могут быть интересы топ-менеджеров, интересы акционеров, интересы каких-то групп работников, интересы владельца контрольного пакета акций или, наоборот, миноритариев. Но в любом случае никаких абстрактных интересов фирмы нет — есть интересы конкретных людей.
Поэтому в экономике мы никуда не уйдём от вопроса о человеке. Это обычно называется «положением о методологическом индивидуализме», но название это крайне неудачно, потому что речь идёт совершенно не о том, индивидуалист человек или не индивидуалист. Речь идёт о том, существует ли в общественном мире что-нибудь, что не складывалось бы из различных интересов людей? Нет. Тогда надо понимать: а какой он — этот человек?
Отец всей политической экономии Адам Смит считается автором идеи человека как Homo economicus, и эта модель уже многие десятилетия гуляет по всем экономическим учебникам. Я хочу выступить в защиту великого прародителя. Надо помнить о том, что Адам Смит не мог преподавать на кафедре политической экономии, потому что в его время такой науки попросту не было. Он преподавал на кафедре философии. Если в курсе политической экономии он рассказывал про человека эгоистического, то в курсе нравственной философии у него были положения о человеке альтруистическом, и это не два разных человека, а один и тот же.
«Невидимая рука рынка». Почему Адама Смита считают отцом экономики?
Но ученики и последователи Смита уже не преподавали на кафедре философии, и потому в науке образовалась весьма странная, ущербная конструкция — Homo economicus, — которая лежит в основе всех расчётов классической экономики, касающихся поведения.
В огромной степени на формирование этой конструкции повлияла французская просветительская философия XVIII века, которая сказала, что сознание человеческое беспредельно, разум — всесилен, сам человек прекрасен, и если его освободить, всё кругом процветёт. И вот в результате адюльтера великого философа и экономиста Смита с французским Просвещением получился Homo economicus — всеведущая эгоистичная сволочь, которая обладает сверхъестественными способностями по рационализации и максимизации своей полезности.
Эта конструкция живёт в очень многих экономических работах XX и XXI веков. Однако человек, который преследует исключительно эгоистические цели и делает это без каких-либо ограничений, потому что он всеведущ, как боги, и всеблаг, как ангелы, — это существо нереальное.
(Из книги «Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь»)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции