Российский экспортный центр (РЭЦ) при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ провёл комплексную деловую миссию отечественных компаний в Египет.
Вид на город Порт-Саид. © /
Галина Кмит
/ РИА Новости
Миссия была приурочена к первой международной африканской выставке The Intra—African Trade Fair 2018, одной из крупнейших на континенте.
С чего всё началось?
В мае этого года Россия и Египет подписали соглашение о создании промышленной зоны (РПЗ) для наших компаний в районе Суэцкого канала, в Порт-Саиде. Предполагается, что она станет логистическим хабом, платформой для экспорта российской продукции в страны Африки и Ближнего Востока.
Российские компании нацелились на Африку. Наши экспортёры едут в Египет
«Это будет первая российская промышленная зона за рубежом, — рассказал заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков. — Для нас это важно. РПЗ — это своего рода окно для возвращения России на рынок Африки. Мы давно ушли с африканского рынка, возник большой пробел. Но историческая память осталась. Так сложилось, что наши специалисты, инженеры строили здесь множество индустриальных объектов, заводов и фабрик. С тех пор Африка сильно изменилась, но к нам тут по-прежнему тепло относятся. И мы рады сюда вернуться».
Презентация российской промышленной зоны стала ключевым событием деловой миссии РЭЦ в Египет. По словам Осьмакова, в российском бюджете заложены необходимые средства для реализации этого проекта на 6-летний период. Ожидается, что первая его фаза будет запущена до 2022 г. Ряд компаний уже изъявили желание стать резидентами РПЗ.
Что мы экспортируем в Африку?
«Россия обладает серьёзными конкурентными преимуществами по сравнению с Европой и Северной Америкой. Наша продукция выше по качеству и в то же время дешевле», — заявил в своём выступлении посол России в Египте Сергей Кирпиченко.
Сейчас Африка делает выбор в основном в пользу китайских товаров. Российский экспорт на континенте представлен продукцией сельского хозяйства (в первую очередь зерном), машиностроения, металлургии, медицины и фармацевтики. Но его структура постепенно меняется. Доля машиностроения и автопрома выросла на 20%. Заключена сделка на поставку в тот же Египет большой партии железнодорожных вагонов.
Зачем России промзона в Египте?
В создаваемой российской промышленной зоне нашим экспортёрам и поставщикам будут предоставлены преференции — беспошлинные поставки оборудования и компонентов, получение маркировки Made in Egypt, пониженные налоги и сборы…
«Нам выделено 5,25 кв. км в районе Суэцкого канала. На этой территории мы хотим создать город-сад с промышленными предприятиями, — поделился планами директор по специальным проектам Российского экспортного центра Илья Помигалов. — Зона будет разделена на две части, их названия — „Санкт-Петербург“ и „Москва“. Пока это только концепция, мы её дорабатываем. Но уже к 2020 г. компании смогут выйти на планировку своих участков и начнут строить там фабрики».
Кто ещё нацелен на африканский рынок?
В деловой миссии РЭЦ приняли участие представители более 40 отечественных компаний. Им дали возможность встретиться и провести переговоры с потенциальными партнёрами из Египта и других стран Африки. Корреспондент aif.ru поинтересовался у некоторых бизнесменов, чем им интересен африканский рынок.
Ирина Михайлова, менеджер по экспортным продажам пивоваренной компании «Балтика»:
— Сейчас мы поставляем нашу продукцию только в две африканские страны — Танзанию и Ливию. В основном это безалкогольное пиво и напитки. Причины понятны — в Африке живёт много мусульман. В той же Ливии полностью запрещено продавать, хранить и употреблять алкогольные напитки, включая пиво. Разумеется, мы нацелены на расширение рынка сбыта в Африке, ведь нам есть что им предложить.
Помимо безалкогольного пива, у нас есть особая линия солодовых напитков с разными вкусами — лимона, имбиря, яблока. Это что-то среднее между квасом и лимонадом. В российских магазинах вы их почти не встретите. Мы разрабатывали их, специально ориентируясь на мусульманские страны Африки и Азии. И даже получали халяльный знак на эту продукцию. Суть в том, что напитки производятся из пивного сусла, но не проходят стадию брожения. Это гарантирует полное отсутствие алкоголя на всём протяжении технологического цикла.
Сергей Клишин, начальник отдела по продуктам для дальнего зарубежья «Щёлково Агрохим»:
— Наше предприятие производит пестициды, агрохимикаты и биопрепараты для защиты и питания важнейших сельхозкультур. Для Египта аграрный бизнес очень важен, и мы хотели бы в него войти.
Я побывал на местной ферме, пообщался с её работниками и вижу хорошие перспективы для сотрудничества. Например, у нас в арсенале есть микроудобрения, которые мы готовы им предложить. Они помогут получить дополнительный урожай картофеля.
Что продадим миру?
Вообще, в странах Африки для сельского хозяйства стрессовые условия: здесь высокие температуры и дефицит влаги. Но препараты, которые мы производим, как раз в таких климатических условиях и пригодятся. Они адресно доставляют химические вещества растению. Защищают его от болезней и не вредят окружающей среде.
Владимир Старцев, директор по международной торговле компании «Инфаприм»:
— Мы выпускаем продукты питания для детей и взрослых, в том числе заменители грудного молока, важные минералы и витамины для беременных и кормящих женщин. Наше конкурентное преимущество — доступная цена по сравнению с мировыми производителями. Опыт присутствия нашей продукции на рынках стран СНГ показывает, что и в Африке для неё есть перспективы. В этом году мы уже участвовали в местной продуктовой выставке и настроены оптимистично. Мы видим интерес к этим продуктам со стороны бизнеса и потребителей.