Ещё в 2015 г. Минпромторг анонсировал программу продовольственных карточек для малообеспеченных семей. Увы, она до сих пор не реализована.
Вячеслав Бобков. © /
Кадр телеканала «Россия 24»
Вячеслав Бобков, профессор Института социально- экономических проблем народонаселения РАН:
— А ведь идея замечательная! С одной стороны, бедные люди могли бы за счёт государства купить хлеб, крупу, яйца, макароны, сахар, мясо, рыбу и др. Обсуждалась сумма в 1 тыс. руб. в месяц. Немного, но и это было бы хорошим подспорьем (хотя, считаю, суммы на карточках должны быть дифференцированными для разных категорий). С другой — это был бы стимул для отечественных производителей, поскольку предполагалось, что в программе будут участвовать именно местные компании.
Было время – и цены снижали. Возможно ли сейчас повторить опыт СССР?
Сейчас в правительстве активно обсуждают вопрос, как снизить вдвое уровень бедности в нашей стране. Помощь в приобретении продуктов могла бы хорошо сработать. Продуктовые карточки — проверенный метод. Его испытали как некоторые наши регионы (например, Кировская обл.), так и другие страны. В США карточки существуют уже несколько десятилетий, их получают миллионы американцев.
Сколько же потенциальных пользователей карт? Тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума, — 13% населения. Если добавить людей с доходами до 2 «минимумов», это ещё 28%. То есть два самых низкообеспеченных слоя, живущих ниже социально приемлемого потребительского бюджета, это примерно 40% населения, или 57 млн человек. Да, у нас есть достойные пособия, скажем, новые выплаты на первого ребёнка в среднем по 10 тыс. руб. Но в основном регулярные региональные выплаты очень скромные, проблему бедности они не решают. Мы подсчитали, что в одном из субъектов после всех соцвыплат малоимущая семья всё равно имеет лишь 35% от прожиточного минимума. Так не должно быть!
Если у государства не найдётся денег на продуктовые карточки для всех бедных страны, можно остановиться хотя бы на малоимущих семьях с детьми. Потому что дети точно не должны голодать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции