Ежегодно в РФ объявляют себя банкротами около 13000 организаций. За этими цифрами стоят истории реальных людей, оставшихся без работы, а иногда даже без зарплат и компенсаций. Какие права есть у сотрудников предприятий-банкротов, рассказывает «АиФ».

Дефолт работодателя. Что делать сотрудникам предприятия-банкрота?

Shutterstock.com

В России возобновился рост банкротств юридических лиц. В первом квартале показатель увеличился на 1,9% по отношению к последнему кварталу 2018 года, говорится в исследовании Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Цифра не очень большая, однако в прошлом году динамика была обратной: число банкротств предприятий снижалось. С января по март этого года банкротами признаны 2927 юридических лиц.

А что делать физическим лицам-работникам предприятий-банкротов?

Процесс увольнения и пособия

Трудовой кодекс не предусматривает возможность для работодателя увольнять сотрудников в случае банкротства предприятия. В таком случае для увольнения используются такие пункты ТК, как «в связи с сокращением численности штата» и «в связи с ликвидацией предприятия» (ст. 81, пункты 2 и 1 части 1), поясняет председатель Комиссии по финансовой безопасности при Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Иван Рыков.

Если руководство банкротящейся компании принуждает вас к увольнению по собственному желанию, это нарушение законодательства: так вы лишаетесь права на материальную компенсацию.

По словам руководителя ГК «Центр Правового обслуживания» Анны Коняевой, работодатель обязан предупредить работника об увольнении за два месяца. «С письменного согласия работника трудовой договор может быть расторгнут до истечения двухмесячного срока. При этом работнику полагается дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении», — отмечает эксперт.

Кстати, если специалист болен, в период временной нетрудоспособности под сокращение он попасть не должен.

Дефолт работодателя. Что делать сотрудникам предприятия-банкрота?
Остаться в плюсе. Как получить побольше денег с шефа при увольнении

Подробнее

Что насчет пособий?

Банкротящийся работодатель обязан обеспечить работников выходным пособием. «Увольняемому работнику полагается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с учетом выходного пособия)», — объясняет Коняева.

«Здесь есть очень важный нюанс, о котором должны знать в первую очередь сами уволенные сотрудники. Если в течение двух недель после дня увольнения встать на учет в Центр занятости населения, то выплаты зарплаты продлят еще на один месяц», — подсказывает управляющий партнер юридического бюро «U&Partners» адвокат Андрей Андреев.

По его словам, работодатель также обязан выплатить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск.

«Также, если вдруг банкротство компании (и, соответственно, увольнение) стало для сотрудников неприятным сюрпризом (то есть работодатель не предупредил их в соответствии с законодательными нормами уведомлением под подпись), сотрудники имеют право требовать компенсацию в размере одного месячного оклада», — добавляет он.

Надо отметить, что выплаты организации-банкрота осуществляются в очередности, предусмотренной законом. А закон предусматривает многоступенчатую систему очередей: всего их пять. И работники со своими компенсациями могут оказаться не в числе первых очередников. Их требования относятся ко второй очереди. В первую очередь — расходы на ведение процедуры банкротства, как поясняет Коняева.

В свою очередь, Андреев подчеркивает, что процесс банкротства может затянуться на срок от нескольких месяцев до нескольких лет. И свои деньги сотрудники могут увидеть не сразу. В такой ситуации эксперт рекомендует не стесняться и обращаться к назначенному судом конкурсному управляющему предприятия: именно его прямой обязанностью является включение требований персонала в реестр кредиторов.

Дефолт работодателя. Что делать сотрудникам предприятия-банкрота?
Работников каких профессий реже всего увольняют?

Подробнее

А что, если предприятие обанкротилось во время декретного отпуска работника?

По словам адвоката Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и партнеры» Елены Михалевич, с 2016 года начисление пособия по уходу за ребенком (как и по временной нетрудоспособности, кстати) осуществляется напрямую Фондом социального страхования (ФСС) в том случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении работодателя проводится процедура банкротства.

Что касается увольнения сотрудников, находящихся в декретном отпуске, то оно производится в таком же порядке, как и увольнение других работников, говорит Коняева. «После увольнения в связи с ликвидацией организации работнику необходимо обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства с заявлением о назначении и выплате пособия», — советует она.

Впрочем, как говорит директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров, на практике правило с работниками-декретниками часто не работает: они получают обычное уведомление об увольнении под подпись. «В таких случаях они имеют право обратиться в суд общей юрисдикции с иском о восстановлении на работе и о взыскании компенсации морального вреда. Приведем пример из судебной практики: решение Звенигородского городского суда Московской области. По этому делу работнице, находящейся в декрете и уволенной в это время, удалось добиться своего восстановления на работе. Основанием для восстановления был тот факт, что работница не была предупреждена работодателем в положенный двухмесячный срок», — констатирует он.


Читайте также:

Добавить комментарий