Почему США тормозят увеличение квот развивающихся стран в МВФ

Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард пообещала станцевать, если американский Конгресс одобрит реформу МВФ. Решение реформировать эту организацию было принято еще в 2010 году. По плану квоты крупнейших развивающихся стран в фонде должны вырасти за счет уменьшения доли развитых. Но с тех пор США приложили немало усилий, чтобы сама реформа и даже ее обсуждение на международном уровне зашли в тупик.

30 против 188

В 2010 году лидеры «Большой двадцатки» (G20) на встрече в Сеуле договорились о пересмотре квот в МВФ в пользу развивающихся стран. К январю 2013-го предполагалось разработать новую формулу распределения квот, а к январю 2014-го — провести реформу. Ожидалось, что Конгресс США (страна с самой большой квотой в МВФ) одобрит договоренность осенью 2013 года, но этого не произошло. В апреле 2014 года очередное обсуждение данного вопроса в формате G20 фактически зашло в тупик. Тогда министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что Международный валютный финансовый комитет (МВФК, структура Международного валютного фонда) к концу года подготовит альтернативные предложения по реформе МВФ, если США так и не ратифицируют пересмотр квот фонда.

Чем объясняется поведение Вашингтона? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит разобраться в том, что представляет собой МВФ сейчас. За всю историю фонда пересмотр квот проводился 14 раз, включая последний, пока нереализованный. Безболезненным этот процесс никогда не был, ведь тут затрагиваются интересы как отдельных стран, так и разных геополитических групп. Квота в МВФ представляет собой не только размер взноса страны в общий капитал фонда, но и ее долю в общем числе голосов при принятии решений. Также от размера квоты зависят и объемы кредитов, на которые может рассчитывать участник фонда. Но главное все же то, что размер квоты определяет возможность страны влиять на политику этой финансовой организации. Выражаются квоты в специальных правах заимствования (СДР), расчетной единице фонда.

На сегодняшний день наибольшая доля в МВФ принадлежит США — 17,08 процента. Это позволяет американцам при желании блокировать любое решение. По регламенту за его принятие должно быть подано не менее 85 процентов голосов, а для блокировки достаточно 15 процентов. Соответственно, у США и наибольший объем СДР — около 42,1 миллиарда (примерно 65 миллиардов долларов). Для сравнения, наименьшая квота у островного государства Тувалу — 1,8 миллиона СДР или около 2,78 миллиона долларов.

После США по размеру квот в фонде следуют Япония (6,13 процента), Германия (5,99 процента), Великобритания (4,95 процента), Франция (4,95 процента), Саудовская Аравия (3,22 процента), Китай (2,94 процента), Россия (2,4 процента). На долю ЕС приходится 30,3 процента квот. То есть вместе с США и Японией (всего 30 стран) Запад контролирует более 50 процентов квот и фактически определяет всю политику фонда. При этом членами МВФ являются 188 стран.

Дорогие проценты

Что же изменится, если США все же даст добро 14-му пакету реформ МВФ? Во-первых, увеличится вдвое общий размер квот с 238,5 миллиарда до 477 миллиардов СДР (около 737 миллиардов долларов). Шесть процентов квот перераспределится от стран с чрезмерным представительством в фонде к странам с недостаточным представительством, и еще более 6 процентов достанется странам с быстрорастущей экономикой.

Хотя перераспределение кажется незначительными, расстановка сил в фонде изменится серьезно. Китай станет третьим (после США и Японии) по размеру квоты государством-членом МВФ (рост с 2,94 до 6,3 процента). Доля России увеличится до 2,7 процента, доля голосов — до 2,6 процента. Индия поднимется на восьмое место в списке, Бразилия — на десятое. В целом же страны БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, ЮАР и Россия) войдут в десятку крупнейших акционеров фонда. Доля БРИКС вырастет на 3,46 процента и достигнет 14,18 процента. Учитывая то, что 15 процентов блокируют любое решение МВФ, БРИКС для этого достаточно будет найти всего одного союзника.

Доля США сократится с 17,1 до 16,4 процента. Потеря ощутимая, хотя блокирующий пакет в фонде американцы все же сохранят. Стоит ли ожидать, что США легко согласятся с такими переменами? Вряд ли. Нежелание США отказываться от власти в пользу кого бы то ни было всем известно. «Развитые страны, ЕС и США, явно не заинтересованы в утрате контроля над такими организациями, как МВФ и Всемирный банк. С помощью МВФ и ВБ страны-доноры могут диктовать не только экономические условия предоставления кредита, но и политические, чем искусно пользуются США и ведущие страны ЕС», — рассказал «Ленте.ру» аналитик управления инвестиционных операций «Ланта-Банка» Роман Ермаков.

Увеличение доли развивающихся стран повлияет на принимаемые МВФ решения, постепенно связывая руки Вашингтону и Евросоюзу. После удвоения денежных взносов размер фонда и объемы помощи нуждающимся странам заметно вырастут. «В результате развивающиеся страны — при условии их сотрудничества — смогут изменить политику МВФ в своих интересах», — такое мнение высказал «Ленте.ру» член экспертного совета комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов.

Доля России даже после пересмотра квот будет невелика. А вот Китай фактически начнет наступать на пятки США и сможет противостоять американцам в рамках МВФ, добиваясь выгодных для себя позиций. Какую политику поведет КНР с учетом новых возможностей, сказать сложно. «Самое вероятное, китайцы продолжат действовать в своих интересах, привлекая больше финансов в свою экономику», — говорит заместитель председателя правления «Локо-Банка» Андрей Люшин. Что касается России, то с экономической точки зрения выгода от пересмотра квот для нашей страны будет только косвенная, считает эксперт. Но тот факт, что Россия настаивает на реформе МВФ, можно рассматривать как попытку лишний раз заявить о себе на мировой арене. Особенно это важно на фоне необходимости перераспределения товарооборота, возникшей в результате введения санкций. В нынешних условиях это дополнительный аргумент для США в пользу того, чтобы не спешить с пересмотром экономических позиций участников МВФ.

Топить или не топить

Реформа МВФ объективно назрела. Мир меняется, но эти перемены пока не находят отражения в международных экономических структурах. Всемирный банк и МВФ, чьи штаб-квартиры находятся в США, все чаще подвергаются критике за открытую проамериканскую политику. Развивающиеся страны не намерены мириться с таким положением и уже сейчас формируют свои объединения и финансовые органы. Так, свой банк (Banco del Sur) создают страны Южной Америки, а летом был основан и банк БРИКС. Со временем эти структуры вполне смогут составить конкуренцию нынешним, слишком политизированным и неповоротливым.

Но все это не устраивает США, чье влияние в экономическом блоке, как и влияние стран ЕС, ослабевает. «Новый экономический порядок, созданный развивающимися странами, прежде всего Индией, Китаем, Россией, Бразилией, — просто кошмарный сон для США. Поэтому столь очевидны попытки американцев сохранить политическое влияние даже в ущерб экономической целесообразности», — говорит член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Толстых.

В самом МВФ необходимость перемен прекрасно понимают — ведь большинство стран-участниц реформу уже одобрили. Но как далеко готова отступить нынешняя элита фонда ради восстановления мирового экономического равновесия? К примеру, предложение БРИКС, согласно которому квоту страны стоит привязывать к ее доле в мировом ВВП, одобрения пока не нашло. И это тоже не случайно. Нынешняя формула расчета квот учитывает средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытость экономики (30 процентов), экономическую изменчивость (15 процентов) и международные резервы (5 процентов). Некоторые из этих факторов весьма субъективны.

Между тем исследования самого МВФ показывают, что доля развитых стран в общемировом ВВП снижается, а у развивающихся — растет. И эта тенденция, несмотря на кризис, сохранится. В 1990 году на развитые страны приходилось 80 процентов мирового ВВП, на США — 26,7, на ЕС — 31,5 процента. К 2010 году доля развитых стран сократилась до 65,7 процента, США — до 23,4 процента, ЕС — 25,6 процента. К 2018 году эти показатели снизятся соответственно до 58,5 процента, 22,2 процента, 22,1 процента. ВВП развивающихся рынков и КНР в 1990 году составлял 20 и 1,7 процента соответственно, в 2010-м — 34,3 и 9,3 процента, к 2018-му вырастет до 41,5 и 14,2 процента.

Развитые страны, и прежде всего США, это не может не настораживать, ведь экономическое влияние идет рука об руку с политическим. Некоторые даже считают, что Штаты не поступятся своим положением в МВФ и скорее решатся «утопить» этот механизм и организовать новый. Тем более что некие альтернативы в самый разгар нынешнего кризиса в Европе уже создавались. Но этот сценарий представляется слишком фантастическим. Убедить в своей правоте почти две сотни стран в нынешних условиях даже США будет не по силам. Но и оставить все как есть вряд ли уже получится. Сейчас МВФ напоминает давшую течь лодку, самые тяжелые пассажиры которой сидят на одной стороне. Одними танцами тут не поможешь.

Татьяна Романова

Источник: lenta.ru

Author: admin

Добавить комментарий