В настоящее время существует некий штамп, который отпечатком ложится на все межгосударственные образования на постсоветском пространстве, что они, якобы, крайне аморфны и не способны решать какие-то серьезные задачи. Безусловно, подобного рода высказывания являются не иначе как грамотным информационным вбросом, имеющим цель воздействовать на и без того скептически настроенную аудиторию.
Не обошла стороной эта новомодная тенденция и ОДКБ. Западные СМИ не упускают момента донести до своих читателей и слушателей, большинству из которых, к слову, политика не очень-то и близка, что ОДКБ – это некое сообщество по интересам, которое реально существует только до того момента, пока Москва оказывает реальное влияние на положение дел на постсоветском регионе.
В данном контексте стоит отметить, что недостатки в деятельности любых межгосударственных союзов существуют везде, вне зависимости от территориальной принадлежности. Современные военно-политические эксперты вряд ли назовут хотя бы одну международную организацию, которую с уверенностью можно считать стопроцентно эффективной и заслуживающей того, чтобы с нее брали пример другие аналогичные субъекты международной политики. В условиях постоянно изменяющейся и усложняющейся военно-политической обстановки в мире, ни Европейский союз, ни НАТО, ни Африканский союз, ни организации арабского мира, ни ОБСЕ, которая за последние много лет проводит все министерские встречи без принятия итогового документа, не заслуживают права быть примером для подражания. Безусловно, изменение тенденций в мировой политике отражается и на деятельности ОДКБ.
По мнению экспертов, в настоящее время одной из основных проблем ОДКБ является недостаточная согласованность целей и разнонаправленность интересов государств-участников. Быть сильной ОДКБ мешают, прежде всего, национальные амбиции каждой из стран-членов организации. В ряде случаев национальные элиты ставят во главу угла свою самостийность, отодвигая на второй план проблемы коллективной безопасности. Но, как показывает практика, даже при минимальном возникновении на территории хотя бы одной из стран нависающей угрозы, эта самая «околоколлективная безопасность» выходит на первый план: все дружно просят друг у друга помощи, забывая о своей мнимой независимости и самодостаточности.
Ярким примером в данном контексте может служить Казахстан, за которым закрепилась слава бесперебойного поставщика захватывающих новостей не только в сфере внутриполитических «разборок», но и на международном уровне. Не успел еще остыть интерес общественности к коррупционному скандалу в министерстве обороны Казахстана, связанному с растратой государственных средств (156 млн. долларов), как уже зарождается новая волна народных возмущений, главным героем которой стал новый руководитель военного ведомства страны – Имангали Тасмагамбетов.
Новоявленный министр имеет в своем «активе» ряд медийных скандалов: «дело о Наурыз банке», открытом на личные!!! средства «народного героя»; «бульдозерную войну», в результате которой дома жителей алматинских пригородов Бакай и Шанырак были снесены, а на их месте застроен элитный район; а также «Байконурские миллиарды», направленные на строительство космической инфраструктуры Байконура, но, якобы, попавшие в карман военному министру. Ко всему этому можно добавить обвинения, растиражированные в местных СМИ, о взятках в особо крупных размерах, хищениях при строительстве крупных государственных объектов, завышении смет и многом другом.
И здесь возникает резонный вопрос: где гарантия, что интересы ОДКБ, в случае чего, совпадут с интересами Казахстана в лице Тасмагамбетова? Как знать, быть может, Североатлантический альянс уже просчитал казахстанского политика, амбициозности которому не занимать. А если учесть, что вектор отношений Казахстана, и без того направлен преимущественно в сторону Запада (взаимный обмен офицерами и курсантами в сфере военного образования, закупка вооружений и военной техники), то картина вырисовывается, мягко говоря, неоднозначная. В конце концов, быть в самом ОДКБ и обивать пороги НАТО (а Казахстан, как известно, уже подписал индивидуальный партнерский план) – это даже не азиатская хитрость, а нечто другое, выражаемое более грубо.
Таким образом, одним из основных факторов, мешающих ОДКБ стать сильной организацией, является узел внутри- и межгосударственных противоречий, которые впоследствии могут сформировать нежелание некоторых из стран-членов организации согласовывать свою внешнюю политику с учетом интересов всех участников ОДКБ. При отсутствии равноправного сотрудничества ни о какой коллективной безопасности не может идти речи.
Вполне очевидно, что подобные проблемы будут возникать снова и снова до тех пор, пока в отношении хотя бы одного государства не возникнет серьезная угроза войны. Только тогда скупиться, игнорировать и демонстрировать свои чрезмерные амбиции никто не станет. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что та самая военная угроза была относительно недавно, летом 2008 года, когда Россия вступила в конфликт между Тбилиси и Цхинвали. И, напомним, никто из стран, входящих в ОДКБ, эти действия открыто не поддержал.
Григорий Юрченко
Источник: belvpo.com