— Дмитрий Иванович, в середине февраля в СМИ прошла информация о приобретении вами болгарского футбольного клуба «Левски». Это действительно так?
— Все правильно, я направил письмо в Наблюдательный совет клуба «Левски» с предложением о его приобретении и выделении финансирования на погашение долгов клуба.
— О какой сумме идет речь?
— Информация о финансовой ситуации в клубе достаточно закрытая, но, насколько я понимаю, критическим для выживания клуба является получение 10 млн евро в ближайшее время. Эту сумму я и предложил.
— Чем же вызван ваш интерес именно к «Левски»? Неужели в России нет футбольных клубов, требующих финансирования?
— Есть несколько причин. Во-первых, я с детства являюсь страстным болельщиком московского «Спартака». Слава богу, сейчас «Спартак» находится в надежных руках и в финансовой помощи не нуждается. Конкурировать в России со «Спартаком» — клубом, которому отдано мое сердце, — у меня нет никакого желания. Но так исторически сложилось, что у болельщиков «Спартака» установились дружественные, можно сказать, братские отношения с болельщиками ряда футбольных клубов из Восточной Европы. Это «Црвена Звезда» в Сербии, «Олимпиакос» в Греции и «Левски» в Болгарии. Вы знаете, что с 1969 по 1985 год клуб назывался «Левски-Спартак»?! Поэтому на мое желание помочь «Левски» повлияла моя любовь к «Спартаку».
— Но, видимо, есть и другие причины, связанные с вашим бизнесом в Болгарии?
— К сожалению, да. С 2015 года я веду борьбу за принадлежащую мне болгарскую телекоммуникационную компанию, известную под брендом «Виваком». Это крупнейший телекоммуникационный оператор в Болгарии. Однако начиная с 2015 года группа лиц, которую представляет проживающий в Лондоне болгарский «предприниматель» Спас Русев, последовательно реализует схему по захвату компании у ее владельцев. В результате такой деятельности в августе 2016 года эта группа получила возможность распоряжаться принадлежащим мне пакетом акций «Вивакома». Они сразу же вмешались в операционную деятельность компании и попытались продавить выделение «спонсорской» помощи футбольному клубу «Левски», как раз на 10 млн евро. При том что «Виваком» уже имеет с этим клубом спонсорский контракт: на футболках на всю грудь написано «Виваком»! Мы начинаем разбираться и выясняется, что «Левски» принадлежит этому господину Русеву. Но он довел клуб до такого состояния, что если срочно не найти 10 млн евро — все: «Левски» может быть признан банкротом! В Болгарии, кстати, это не первый случай. В 2015 году за долги профессионального статуса был лишен самый успешный болгарский клуб — софийский ЦСКА. Такая же судьба постигла и софийский «Локомотив». Поэтому я и предложил Наблюдательному совету «Левски» вместо криминальной авантюры, связанной с выводом денег из известной, котирующейся на бирже компании, рассмотреть возможность смены акционера и получения финансирования из прозрачного и понятного источника.
— И какой был ответ Наблюдательного совета?
— Пока ответ был формальным, что они заинтересованы в сотрудничестве, но нужно понимать, что это зависимые от Спаса Русева люди, а с другой стороны, им совершенно не нужны проблемы с правоохранительными органами. А об этой ситуации уже поставлены в известность и совет директоров «Вивакома», и прокурор г. Софии, и средства массовой информации. Посмотрим, что будет дальше, мяч на их стороне. Как любят говорить в Болгарии: «Начал хоровод — танцуй его до конца».
— Возвращаясь к вопросу о конфликте вокруг «Вивакома»: в какой стадии сейчас находится ситуация?
— Конечно, ситуация непростая для всех. Как я сказал ранее, группа лиц, включающая в себя Спаса Русева, братьев Велчевых (руководители офиса ВТБ Капитал в Болгарии), а также некоторые болгарские политики организовали, как я считаю, фиктивный аукцион по продаже находящихся в залоге акций холдинговой компании «Виваком». В худших традициях российской приватизации 90-х годов до аукциона не были допущены реальные покупатели, а сам пакет акций реализован по цене как минимум в три раза ниже рыночной стоимости. Введя в заблуждение менеджмент российского банка ВТБ, эта группа умудрилась получить кредит в размере 240 млн долларов для финансирования этой весьма сомнительной сделки.
Что в результате: 31 августа 2016 года офшорная пустышка, по сути, за деньги банка ВТБ в интересах группы болгарских граждан завладела контролем над «Вивакомом». В России такое называется рейдерским захватом и за подобные действия предусмотрена уголовная ответственность. К сожалению, болгарское законодательство и правовая система в целом сильно отстают в своем развитии от российских. Теперь мы защищаем свои интересы более чем в 40 судебных процессах в Болгарии, судебном разбирательстве в Высоком суде правосудия г. Лондона, суде Люксембурга, Международном арбитраже при Международной торговой палате. По нашим заявлениям за деятельностью Спаса Русева и Ко пристально следят правоохранительные и антимонопольные органы Великобритании, Европейского союза, Болгарии и России. Подробнейшее письмо с изложением всех деталей происходящего было направлено мною Председателю Наблюдательного совета Банка ВТБ Дубинину С.Г.
— Какой же выход из сложившейся ситуации вы видите?
— Все просто: или ситуация разрешается путем переговоров, или причиненные мне убытки будут компенсированы в судебном порядке. В последнем случае, как представляется, пострадают интересы и «Вивакома», и Банка ВТБ.
— В прессе, в том числе в нашем издании, указывалось, что в ситуации с «Вивакомом» вы действуете не самостоятельно, а в интересах известного православного олигарха Константина Малофеева. Что можете сказать по этому поводу?
— Безусловно, я неплохо знаком с Константином Малофеевым, у нас прекрасные дружеские отношения, оба моих сына учились в его великолепной Гимназии Василия Великого. Знаете, мы даже за «Спартак» поболеть вместе ходим, когда возможность выдается, и из моих знакомых Константин, конечно, самый преданный «спартаковец». Однако все проекты, которые я реализую в Болгарии, включая «Виваком», я реализую самостоятельно, без его участия.